- В ожиданиях Эрдогана от нового президентского срока Трампа можно выделить два момента.
- Так как же будет формироваться региональная (ближневосточная) Политика Трампа и его команды в новый период?
В Турции с большой радостью встретили победу Трампа на выборах, пишет Evrensel. По мнению автора, Эрдоган ожидает, что теперь США позволят Турции играть более важную на Ближнем Востоке и откроют двери для новых возможностей в регионе.
Юсуф Карадаш (Yusuf Karadaş)
Одним из тех, кто больше всего обрадовался повторному избранию Трампа на пост президента США, был президент Турции Эрдоган. Во время правления Байдена турецкий лидер не сумел получить от США ожидаемого внимания, несмотря на шаги в направлении еще большей приверженности оси США-НАТО, и теперь в очередной раз полагается на «искренность» Трампа. На днях Эрдоган объявил, что у него состоялся «сердечный» телефонный разговор с избранным президентом и что он пригласил своего американского коллегу в Турцию, отметив: «Хотя время от времени возникают разногласия, образцовое партнерство Турции и США неоспоримо», — глава турецкого государства подчеркнул желание развивать сотрудничество.
В ожиданиях Эрдогана от нового президентского срока Трампа можно выделить два момента.
Во-первых, президент Турции надеется взять на себя посредническую роль в российско-украинском конфликте в связи с более ранними заявлениями Трампа о «прекращении войны». Администрация Эрдогана рассчитывает на то, что эта роль укрепит позиции Турции в Европе и расширит пространство для действий представляемого ею буржуазного реакционизма.
Второе и более важное: турецкий лидер ожидает, что в эпоху Трампа США позволят Турции играть более важную на Ближнем Востоке и откроют двери возможностей для экспансионистской и военной политики в регионе, прежде всего для новых операций против сирийских курдов.
За сигналом Эрдогана о новой операции, данным на днях на церемонии памяти Ататюрка, стоит как раз это ожидание. Турецкий лидер заявил: «Надеюсь, в предстоящий период мы полностью отрежем террористические организации от наших границ. И восполним все недостающие звенья безопасной зоны, которую мы создаем вдоль наших рубежей».
Так как же будет формироваться региональная (ближневосточная) Политика Трампа и его команды в новый период?
Прежде всего команда Трампа определяет Китай как «самую большую угрозу национальной безопасности». К тому же заявления в пользу примирения с Россией по сути связаны с подходами и опасениями относительно необходимости сдерживания Китая в первую очередь. Однако приоритетное внимание к Китаю не означает ни уменьшения значимости Ближнего Востока для американского империализма, ни отказа США от политики нападок на Иран. Напротив, для успешной реализации политики против Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе Трамп и его команда считают необходимым усилить свои позиции на Ближнем Востоке и ослабить Иран.
Трамп проводил аналогичную политику в регионе и во время своего первого срока: признал Иерусалим столицей Израиля и аннексию Голанских высот, внедрил план «сделка века» по объединению Израиля и некоторых арабских стран в соответствии со своей политической линией, вышел из ядерной сделки с Ираном, отдал приказ об убийстве командующего силами «Аль-Кудс» Касема Сулеймани (Kasım Süleymani), который был важнейшей фигурой в реализации иранской региональной политики.
Тот факт, что зять и бывший советник Трампа Джаред Кушнер (Jared Kushner) не только поддерживает израильские атаки и оккупацию в секторе Газа, но и выступает за отправку палестинцев в пустыню Негев, также дает США, полезно взглянуть на доклад «Project 2025», подготовленный представителями администрации Трампа в его первый срок для Heritage Foundation (неоконсервативного аналитического центра). В этом докладе говорится о том, что региональные партнеры США должны взять на себя более значимую роль в сдерживании Ирана.
Доклад «Project 2025», получивший высокую оценку Трампа в 2022 году, предполагает более активное участие стран-партнеров США в регионе в противодействии Ирану. В частности, для успеха этой политики Соединенным Штатам рекомендуется поддерживать администрацию Эрдогана в Турции, а не сирийских курдов. Другими словами, авторы доклада выступают за предоставление Турции сдерживающей роли против Ирана для защиты региональных интересов США и Израиля, рассматривая продолжающееся сотрудничество США с сирийскими курдами как препятствие этой политики.
Администрация Эрдогана демонстрирует готовность к этой роли соглашениями о «безопасности», которые она заключила с иракской центральной администрацией и региональным правительством Курдистана в связке с проектом «Дорога развития». Однако Анкара рассматривает курдскую проблему, которую определяет как «проблему терроризма», в качестве угрозы реализации этой роли, и поэтому выступает за прекращение сотрудничества США с курдами в Сирии.
Как вы помните, Трамп в декабре 2018 года после телефонного разговора с Эрдоганом объявил о своем решении вывести американские войска из Сирии, но позже, с вмешательством Пентагона и Госдепартамента США, отступил от этого решения. С другой стороны, США, хотя и не поддержали операцию администрации Эрдогана против Сирийского Курдистана в октябре 2019 года под названием «Источник мира», тем не менее не стали ей препятствовать.
Неудивительно, если в новый период поиски Трампом возможного компромисса с Россией в украинском конфликте окажут влияние и на сирийское поле. Так, во время первого срока Трампа, как выяснилось, между США, Израилем и Россией также шли секретные переговоры с целью достижения договоренности с Россией в обмен на ограничение влияния Ирана и «Хезболлы» в Сирии. Сегодня возвращение Сирии в Лигу арабских государств тоже напрямую связано с политикой проамериканских арабских режимов в Персидском заливе по дистанцированию Сирии от иранского влияния.
При такой картине администрация Эрдогана, хотя и говорит об «израильской угрозе», на самом деле во время нового срока Трампа рассчитывает выступить в качестве сильного игрока в противовес Ирану в регионе и вернуться к роли регионального лидера в соответствии с неоосманистскими амбициями. Другого объяснения хвалебным одам Эрдогана в адрес Трампа, открыто объявившего о своей поддержке Израилю, и ожиданиям турецкого лидера от новой эпохи, быть не может. К тому же администрация Эрдогана также ожидает, что США в привязке к роли, отведенной Анкаре, прекратят сотрудничество с сирийскими курдами и на этой основе позволят ей провести новую операцию.
На данный момент уже можно сказать, что ход отношений США с Автономной администрацией северной Сирии, которую они политически не признают и с которой сотрудничают только в военной сфере (а именно то, будет ли это сотрудничество продолжаться и в какой форме), будут определять собственные региональные интересы Штатов. Вместе с тем не стоит удивляться, если администрация Трампа, использовавшая в прошлом нефтяные ресурсы Сирийского Курдистана для объединения сирийских курдов с региональным правительством Иракского Курдистана и линией Барзани, попытается проведением такой политики снять обеспокоенность администрации Эрдогана.
Хотя ожидания Эрдогана от нового периода весьма высоки, не стоит забывать, что первый срок Трампа был отмечен кризисом в турецко-американских отношениях вокруг пастора Брансона (Brunson), санкциями в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», введенными из-за С-400, а также письмом с призывом к Эрдогану «не глупи» и угрозой «обвала экономики». В конечном счете мера «дружбы» и «искренности» американского империализма определяется тем, насколько его пособники служат его интересам.
Несмотря на то, что Трамп говорит о «прекращении войн», имеющиеся данные показывают, что американский империализм и в новый период продолжит поддерживать израильскую агрессию, использовать эту агрессию для реконструкции региона с учетом своих собственных интересов и эскалации напряженности. Тот факт, что администрация Эрдогана в Турции не просто возлагает надежды на эту политику, но и стремится к новым ролям, в очередной раз нам показывает, что путь к противостоянию американскому империализму и израильскому сионизму в регионе, а также строительству демократического мирного будущего в стране на основе решения курдской проблемы по принципу равноправия лежит через борьбу с правящей властью в государстве.