Антон Трофимов
Итоги американских выборов вызвали бурную реакцию в Европе. Дело не столько в личности Дональда Трампа, сколько в его предвыборных обещаниях. Важнейшим среди них было прекращение конфликта на Украине, а также прекращение слишком активного участия Америки в финансировании и вооружении Киева. Открытым остается вопрос, означает ли это, что киевская хунта лишится поддержки Запада вообще — или ею займется кто-то, кроме Вашингтона. Если данный «кто-то», конечно, захочет заниматься столь бессмысленным делом.
«
Соратники Дональда Трампа подготовили предложения по прекращению российско-украинского конфликта. Среди них, как пишет издание [Wall Street Journal], предложение заморозить линию фронта, создав демилитаризованную зону (разумеется, без возвращения Украине занятых русскими территорий), и отказ Украине во вступлении в НАТО как минимум на 20 лет», — сокрушается польская RMF FM. И уточняет: «В качестве своеобразной компенсации за отказ вступить в НАТО в ближайшие 20 лет Дональд Трамп обещает Украине дальнейшие поставки оружия. Однако, как сообщил американскому изданию его источник в окружении Трампа, обучать украинские войска и оказывать другую поддержку будут, главным образом, европейские страны».
Материал польской радиостанции не случайно озаглавлен «„Попросите об этом поляков“. План Трампа для Украины и России». Такое недовольство — типичная реакция большинства европейцев на победу Трампа. Они уверены, что после инаугурации «агента Дональда» Америка прекратит поддержку Киева и свалит эту обязанность на Европу. А еще США могут, опасаются в европейских столицах, отказаться быть главным донором НАТО — и тогда будет беда, просто беда!
Там, где Европа боится, Украина и вовсе трясется от ужаса и ненависти, причем ко всем сразу. Ближайшие два месяца председателем ЕС остается Венгрия, не раз заявлявшая о намерении сократить, а то и вовсе прекратить европейскую поддержку Украины. Помнить нужно и о мировом вояже с целью выработать общий план украинского урегулирования, который недавно совершил венгерский премьер Виктор Орбан. Тогда он завершил его в трамповском поместье Мар-а-Лаго. А теперь глава Венгрии выступил с утверждением, что «США после победы на президентских выборах Дональда Трампа выйдут из конфликта на Украине, где ситуация на фронте однозначно демонстрирует военное поражение Киева». В эфире радио Kossuth Орбан выразил надежду, что США «выйдут из этого конфликта, не будут его поощрять, не будут говорить, что война — это хорошо», поскольку Трамп — «настоящий бизнесмен, который полагает, что дела идут хорошо, когда нет войны».
Конечно, говорить о европейском единстве, а тем более о ЕСовской поддержке позиции Венгрии не приходится. Многие правительства Европы, прежде всего германское и французское, категорически отрицают возможность заключения мирного соглашения, которое закрепит территориальные потери Украины. Но в Европе не могут не понимать, что инициатива нового президента США, когда — и если! — он примется за ее реализацию, приведет многих действующих глав государств на край пропасти.
Европейцы не меньше, чем американцы, недовольны затянувшейся поддержкой Киева. Почему, понятно: деньги для нее воруют из их карманов. Пусть даже не напрямую, а опосредованно, путем введения санкций. Но они бьют не столько по России, сколько по европейской промышленности, лишившейся дешевых российских энергоносителей. Пусть не совсем, ведь вопреки приказам из Вашингтона европейские страны все равно продолжают покупать российский газ. Но все равно экономический локомотив Европы — Германия — стремительно сваливается в рецессию. И тянет за собой другие страны.
Теоретически ЕС может рассчитывать на замороженные российские активы, Прибыль от которых давно решено украсть и потратить на клику Зеленского. Но если Вашингтон решит отвернуться от Украины, воровать русские деньги станет труднее. Да, основная их часть — 191 млрд евро — размещена на счетах в Бельгии, а в США — всего 4,6 млрд. Но никто не сомневается, что в случае нормализации отношений между Россией и Америкой последняя больно шлепнет Европу по рукам, едва они потянутся к средствам «друга Владимира».