Перспектива вступления в ЕС не привлекает Сербию, сетует Эммануэль Макрон в своей авторской статье для издания «Политика». Президент Франции призвал Белград не искать баланса с Москвой, а «спрятаться под крыло» ЕС, который позаботится о суверенитете гордого балканского государства.
Для меня честь приехать в Сербию по приглашению президента Александра Вучича. Первый визит я нанес уже более пяти лет назад, желая возродить давнюю дружбу, которая закалялась на фронтах Первой мировой войны (в нашей памяти еще живы воспоминания об армии на Солунском фронте). Тогда я был глубоко тронут теплым приемом, который мне оказали и который еще больше утвердил меня в крепости и долговечности связей, которые соединяют нас — французов и сербов.
С тех пор наши отношения, обмен и партнерство развились еще больше. В доказательство я упомяну крупные проекты, в которых участвуют ведущие французские компании; помощь, которую оказывает Французское агентство по развитию многим отраслям в Сербии, особенно в области энергетического перехода. Также хочу отметить, что у нас возобновился обмен мнениями, что подтверждает участие Франции в качестве почетного гостя в Книжной ярмарке в Белграде несколько месяцев назад.
Я снова отправляюсь в Сербию с простым посланием. Европейскому Союзу и его странам-членам нужна сильная и демократическая Сербия под их крылом, а Сербии нужен сильный и суверенный Европейский Союз, чтобы защищать и продвигать ее интересы при соблюдении ее суверенитета.
Сербия, разумеется, является частью Европы и географически, и, что еще важнее, исторически. Сербская история — это история одного гордого народа с мощной идентичностью, от которой он никогда не откажется. Сегодня Сербия взаимодействует с членами Европейского Союза намного больше, чем с какой-либо другой страной или союзом стран. Я говорю, конечно, об экономическом обмене, почти две трети которого приходится на торговлю с ЕС, а также об обмене кадрами. Ведь Сербия участвует в программах «Эразмус плюс» и «Горизонт Европа». В области искусства Сербия уже вносит свой значительный творческий вклад в европейское культурное пространство, и я рад, что во время моего визита я открою для себя великолепные сокровища Матицы сербской.
Несмотря на нашу тесную близость, перспектива вступления в Европейский Союз не привлекает Сербию настолько, насколько должна бы. Негативно сказываются определенные опасения и усталость, особенно из-за темпа переговоров о вступлении. Свою роль играет и некая обида и даже недоверие к Европейскому Союзу, которые породила новейшая история, память о конфликтах и столкновениях.
Пришло время вместе без страха взглянуть на историю, чтобы она больше не была препятствием, каковым она всё еще является, между нами, а в еще больше мере между странами Балкан, которые все приглашены объединиться под крылом Европейского Союза. Историки наших стран-членов ЕС и государств-кандидатов, вероятно, могут помочь нам на этом пути, приняв участие в коллективной работе.
Однако есть и еще кое-что. Сербия, по праву уверенная в исключительности своей судьбы и закаленная вызовами, перед которыми та ее ставила, не должна бояться за свою идентичность и суверенитет после вступления в Европейский Союз.
болезненные воспоминания, а также сомнения, не должны затмить в глазах граждан Сербии совершенно очевидное: их место — в Европе, рядом с Францией, которая ничуть не меньше Сербии ценит своеобразие своей истории и культуры. Место Сербии — в том сообществе, исключительно благодаря которому мы сможем по-настоящему отстаивать ценности, общие для всех нас.
У Сербии есть свое полноценное место в Европейском Союзе как у большого центрального государства в своем регионе, которое способно не только выступить в роли главного созидателя будущего мира и сотрудничества на Балканах, но и, если пожелает, превратится во вдохновляющую и движущую силу. Следующий саммит, который пройдет в Венгрии осенью, в этой связи станет важной встречей.
На нашем континенте снова начался конфликт по инициативе России. Идея о том, что Сербия может искать свой путь в вечном балансировании между державами, которые будут видеть в ней только мелкую пешку на шахматной доске, является лишь иллюзией. Только под крылом Европейского Союза, союза суверенных государств, которые объединены общим видением своего будущего, Сербия сможет остаться Сербией.
Ведь, как и Франция — я в этом уверен, — Сербия ценит независимость и суверенитет, которые только ЕС, обладая средствами стратегической автономии, может ей предложить. Эту стратегическую автономию мы выстроим вместе, заручившись средствами для обеспечения своей безопасности и укрепления нашего сотрудничества в обороне.
Но мы также встроим ее в промышленность всех отраслей, где мы должны объединиться, чтобы стать выносливее в беспощадной международной гонке. Я говорю о критически важном сырье, медикаментах, искусственном интеллекте, например. Так что, если говорить о расширенном и укрепленном Европейском Союзе, то и тут Сербия сыграет ключевую роль.
вопрос, который встает перед Сербией, да и перед всеми нами, европейцами, в данный момент (и этот вопрос куда острее, чем необходимость стоять единым фронтом против России), звучит так: в каком обществе мы бы хотели, чтобы наша молодежь жила завтра? У меня нет ни тени сомнения, что молодежь в Сербии ответит на данный вопрос так же, как молодежь во Франции.