Футуристическая внешность, колесная формула 6 на 6, керамическая бронезащита, невосприимчивость к подрывам фугасных боезарядов делают семейство российских бронеавтомобилей семейства «Тайфун» одними из самых уникальных новинок российской армии в 2014 году. Первая партия из 30 сверхзащищенных грузовиков потупила в войска для опытной эксплуатации.
Семейство машин «Тайфун» это, как истребитель 5-го поколения Т-50, последнее слово в автомобильной технике. Машины с колесными формулами 6×6 и 4×4 предназначены для перевозки пехоты и могут оснащаться пушками с дистанционным управлением. Они относятся к классу MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) — бронемашин, защищенных не только от стрелкового оружия, но и подрыва различных взрывных устройств. Это такой «уникальный» класс бронемашин, которые балансируют между БТР и бронированными грузовиками.
«Семейство машин «Тайфун» берет свое начало в 90-х годах прошлого века. Тогда эта работа называлась «Гараж». Ее смыслом было создать единую, унифицированную автомобильную платформу», — сообщил бывший начальник Главного автобронетанкового управления Сергей Маев.
На «Тайфунах» используется комбинированная броня с использованием керамических плит, их бронирование соответствует уровню III стандарта НАТО. Для отечественной техники она также «не имеет аналогов». Шутка ли — машина должна выдерживать без повреждений и гибели личного состава, взрыв 8 килограммов взрывчатки под колесом и под днищем.
Новые бронеавтомобили выпускаются на базе шасси КамАЗ-63968 и Урал-63095, имеют гидропневматическую, независимую подвеску, коробку-автомат. «Тайфун» весит около 25 тонн, оснащен отечественным двигателем мощностью 450 л. с. Этот двигатель получил премию «Инновация — технологический прорыв» в 2010 году. А самое главное, он полностью отечественный. Кроме того, машины комплектуются автоматической трансмиссией и пулестойкими шинами с автоподкачкой.
В автомобиле установлена бортовая информационно-управляющая система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения. Внутри кабины — жидкокристаллические экраны, которые не только сообщают техническую информацию о состоянии самой машины, но и транслируют с внешних камер обстановку за бортом. То есть даже при полной потере визуальной видимости водитель сможет вести «Тайфун» по полю боя буквально «по приборам». Прямо не грузовик, а истребитель пятого поколения Т-50.
На каркасно-панельные кабины с помощью болтов крепятся бронепанели. Специальное остекление, которое может выдержать прямое попадание бронебойно-зажигательной пули из танкового пулемета крупного калибра с расстояния 200 м. Защищенность экипажа — главное ноу-хау современных российских военных машин. Внутри бронированного кунга по бортам стоят специальные противоминные кресла для личного состава. Конструкция кресла сделана так, что если машина наедет на фугас, то находящийся в ней военнослужащий не должен пострадать от взрывной волны. Все кресла имеют эргономическую основу, полностью повторяющую контуры спины человека, пассажир закрепляется в них ремнями, словно в гоночном болиде. Плюс все кресла боевого отделения специальными дугами прикреплены к потолку машины. Благодаря этому достигается весьма впечатляющая для современных автомобилей устойчивость к подрывам на минах.
По словам специалистов, семейство машин «Тайфун» способно передвигаться по пересеченной местности со скоростью до 80 км. в час. Автомобиль может преодолеть брод глубиной 1,80 метра. При этом водитель будет по плечи находиться в воде.
«Тайфун» — это целое семейство разноплановых автомобилей завода «КАМАЗ» и «Урал». Например, на базе этой платформы Камский автозавод разработал бронеавтомобиль «Выстрел» и даже десантируемый вариант грузовика, который должен прийти на смену легендарному и до сих пор незаменимому ГАЗ-66. У каждой линейки полная взаимозаменяемость деталей и механизмов, что облегчает ремонт в полевых условиях. Фирмы предлагают платформы под монтаж систем вооружения.
В этом году «Тайфуны» от «КамАЗа» прошли на параде 9 Мая по Красной площади. Их конкурентов завода «Урал» покупает МВД. Но главное соревнование сегодня идет в области тяжелых платформ, на которых можно размещать ракетные и артиллерийские комплексы. Тот же «КамАЗ» имеет вариант 4-осного тягача на базе «Тайфун» — «Торнадо». На его основе создан самоходный пушечный зенитно-ракетный комплекс «Панцирь», боевой модуль которого весит 24 тонны. Для войск же создается новейшая реактивная система залпового огня «Торнадо-Г».
Колесная формула и характерная бескапотная конструкция делают «Тайфун» первым кандидатом на такие габаритные функциональные модули, как вариант с «Панцирь-С», вариант с РСЗО, вариант с артиллерийским вооружением вплоть до 152-мм самоходной установки. Но эти варианты компоновки машин еще впереди. Пока армия покупает бронегрузовик для перевозки личного состава. Только в 2015 году Минобороны закупит не менее 150 тысяч новеньких автомобилей.