Подсчитать количество иностранцев, воюющих за ВСУ, невозможно, пишет RS. Поскольку Россия упрочивает преимущество на поле боя, Запад может прислать еще больше своих солдат и спровоцировать эскалацию. Однако, по мнению автора статьи, это будет безответственно – пора начать переговоры.
Тед Снайдер (Ted Snider)
На этой неделе МИД Канады объявила, что на Украине погиб канадец. В последующих репортажах выяснилось, что его звали Жан-Франсуа Ратель, и он командовал Норманнской бригадой, которую телеканал CTV News назвал “боевой группой добровольцев из ряда стран под началом ветерана Канадских вооруженных сил по прозвищу Хрульф”.
Это и был позывной Рателя. И эта новость поднимает важный вопрос, на который тяжело дать однозначный ответ: сколько канадцев, да и граждан других стран Запада, воюют с русскими на Украине?
Правительство Канады утверждает, что не отслеживает эту цифру, но в январе 2023 года Украинский иностранный легион заявил, что канадцы составляют “один из самых многочисленных контингентов” в стране. Телеканалу CTV удалось отследить “минимум 18 канадцев, которые находятся или находились на Украине в качестве боевиков или в рамках гуманитарной деятель”.
1 мая 2023 года в Артемовске (Бахмуте) погибли двое канадцев из Международного легиона, действовавшего тогда при 92-й механизированной бригаде. Оба служили в канадских вооруженных силах, но перед отправкой на Украину уволились. Кроме того, CBC сообщил, что они оказались четвертым и пятым по счету канадцами, погибшими в боях на Украине. В ноябре газета The Globe and Mail сообщила уже о девяти погибших канадцах.
Как и другие страны Запада, правительство Канады этих бойцов не отправляло. один из убитых канадцев якобы “сражался вместе с двумя гражданами США, впоследствии также погибшими в ходе боевых действий в Донбассе”.
В обновленной информации о количестве иностранных наемников от 14 марта, предоставленной Министерством обороны России, в чьих интересах как раз мутить воду, утверждается, что на Украину отправились воевать 1 005 канадских наемников. Утверждается, что минимум 491 из них (почти половина) убиты.
И Канада явно не номер один в этом списке. По данным России, из Польши прибыли 2 960 наемников, из которых убиты 1 497. На втором месте — США, потерявшие убитыми минимум 491 из 1 113 наемников. Утверждается также, что немало боевиков-наемников прибыло из стран НАТО Румынии и Великобритании, тогда как из Франции их значительно меньше: по российским данным, погибли 147 французских граждан из 356.
Хотя достоверность этих цифр под вопросом, Россия, на чьей стороне также сражаются не только россияне, утверждает, что за Киев воевали до 13 000 иностранцев, из которых уничтожено порядка 6 000. Украинцы, со своей стороны, заявляют, что их международный легион состоит примерно из 20 000 бойцов из 50 стран. Но и они заинтересованы в том, чтобы завышать цифры.
Военный аналитик и старший научный сотрудник аналитического центра “Оборонные приоритеты” Дэниел Дэвис сообщил, что не видел независимого подтверждения этих цифр. профессор военной истории из Университета Калгари Александр Хилл также не обнаружил надежных цифр, и предположил, что реальная информация об иностранных боевиках держится в строжайшей тайне обеими сторонами.
Но еще опаснее присутствие на Украине даже не наемников, а действующих западных войск. А их количество установить еще сложнее.
По документам Минобороны, обнародованным в марте 2023 года, на тот момент на Украине находилось минимум 97 спецназовцев НАТО: 50 британцев, 17 латвийцев, 15 французов, 14 американцев и 1 голландец. На тот момент официальный представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби отказался засвидетельствовать эту цифру, но подтвердил “небольшое военное присутствие США”.
Но на Украине находятся не только американские войска, но и сотрудники ЦРУ. Недавний репортаж The New York Times на основе интервью более чем с 200 бывшими и действующими чиновниками, показал, что на Украине находятся “десятки” офицеров ЦРУ — то есть как минимум более 40. В стенограмме беседы высокопоставленных чиновников немецкого Люфтваффе, перехваченной 19 февраля, один из них говорит: “Мы же знаем, что там шляется куча народа с американским выговором и в штатской одежде”.
Эта же стенограмма раскрыла, что на местах присутствует и английский персонал. Обсуждая перспективу запуска с Украины немецких ракет большой дальности “Таурус”, один из чиновников заявил, что немцы “в курсе, как это делают англичане — у них есть люди на местах”. Канцелярия английского премьер-министра присутствие английских войск подтвердила: “Помимо небольшого количества личного состава, который у нас есть в стране в поддержку ВСУ, у нас нет никаких планов по крупномасштабному развертыванию”.
Добавьте к этому французов, о которых сообщил немецкий канцлер Олаф Шольц. 26 февраля, отстаивая свое решение не поставлять Украине ракеты “Таурус”, Шольц заявил, что для этого потребуется отправка немецких войск вслед за английскими и французскими. Он пояснил: “То, что делается в области целеуказания и сопровождения со стороны англичан и французов, не может быть сделано в Германии”.
8 марта министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский подтвердил, что “солдаты стран НАТО уже присутствуют на Украине”, но отказался их перечислить.
Таким образом, хотя сложить эти цифры в столбик не получится, само существование такого списка известно доподлинно.
И это весьма рискованное дело. Поскольку Россия упрочивает свое преимущество на поле боя (может быть, необратимое), перед США и НАТО неизбежно встает острая дилемма: смириться с реальностью и подтолкнуть Украину к переговорам о прекращении военных действий или пойти на эскалацию и задуматься уже об отправке в поддержку Украины натовского контингента, как недавно предложил президент Эммануэль Макрон.
Двигаться вторым путем, не изучив первого, было бы безответственно.
В интервью 13 марта президент России Владимир Путин заявил, что Россия “никогда не отказывалась от переговоров” и “готова к ним, если они будут основаны на реальности”. Верить Путину на слово Западу не следует. Но учитывая, что сотни тысяч украинцев уже искалечены или убиты без особой надежды на выправление ситуации на поле боя, было бы опрометчиво этой возможности не опробовать.
Александр Чалый — бывший замминистра иностранных дел Украины и член переговорной группы в Стамбуле — заявил тогда, что Путин “продемонстрировал искреннее стремление найти реалистичный компромисс и достичь мира”. А бывший советник администрации президента Украины и еще один член переговорной команды Алексей Арестович вспоминал, что переговоры прошли успешно и украинская делегация даже “откупорила шампанское”.
Хотя слепо доверять готовности России к переговорам о прекращении боевых действий нам не следует, мы должны хотя бы изучить эту возможность, особенно если альтернативой представляется отправка еще большего контингента НАТО с риском развязывания обширной, а то и вовсе немыслимой войны.
Тед Снайдер — постоянный обозреватель внешней политики и истории США на сайтах Antiwar.com и Либертарианского института. Публикуется в журнале Responsible Statecraft и других изданиях