- Попытки подстраховать Украину на случай победы Трампа
- «нужно, чтобы было чем воевать»
- «Волшебного средства нет»
Администрация Байдена после неудачного украинского контрнаступления разрабатывает новую стратегию для Украины, пишет WP. Новый план делает акцент не на попытке захватить территории, а на помощи Киеву в отражении новых возможных наступлений.
Администрация Байдена разрабатывает долгосрочную стратегию поддержки Киева, хотя Конгресс по-прежнему отказывается одобрить дальнейшее финансирование. Однако, судя по этим планам, Белый дом не ожидает существенных успехов ВСУ в их противостоянии российским войскам в 2024 году.
Все еще переживая прошлогодний провал контрнаступления ВСУ, администрация Байдена разрабатывает новую стратегию, в которой акцент будет сделан не на возвращении потерянных территорий, а на том, чтобы помочь Украине отразить новые наступления российских войск, одновременно продвигаясь к долгосрочной цели — усилению ее боеспособности и укреплению экономики.
Этот находящийся в разработке план разительно отличается от позиции западных сторонников Киева в прошлом году, когда вооруженные силы Соединенных Штатов и других государств-союзников активно готовили украинских солдат и отправляли на Украину современную технику в надежде, что ВСУ сумеют быстро оттеснить российские силы из восточных и южных районов страны. Однако контрнаступление украинцев обернулось провалом, натолкнувшись на крепкие оборонительные сооружения и минные поля.
«
Совершенно очевидно, что им будет очень трудно осуществить такое же масштабное контрнаступление по всем направлениям, какое они попытались провести в прошлом году», — сказал один чиновник администрации.
Сейчас замысел состоит в том, чтобы помочь Украине удержать ее позиции на поле боя, при этом «направив ее по другой траектории, чтобы к концу 2024 года она стала гораздо сильнее <…> чтобы вывести ее на более устойчивый путь», продолжил данный высокопоставленный чиновник, который, как и другие собеседники газеты, попросил не называть его имени.
План, который сейчас разрабатывает администрация Байдена, является частью многосторонних усилий почти трех десятков стран, поддерживающих Украину, которые стремятся обеспечить ей долгосрочную безопасность и экономическую поддержку. Это вынужденные меры, учитывая разочаровывающие результаты прошлогоднего контрнаступления, а также убежденность союзников в том, что аналогичный контрнаступ в этом году, скорее всего, приведет к точно таким же результатам, в очередной раз подтвердив упорную решимость президента России Владимира Путина достичь поставленных целей.
В настоящий момент все союзники занимаются подготовкой документов, в которых будут изложены их конкретные обязательства на период до десяти лет. Великобритания обнародовала детали своего 10-летнего соглашения с Украиной на прошлой неделе — премьер-министр Риши Сунак и президент Владимир Зеленский подписали его в Киеве. В этом документе говорится о вкладе Великобритании в «обеспечение морской безопасности, а также в авиацию, противовоздушную оборону, артиллерию и бронетехнику», а также о финансовой поддержке и доступе к финансовому сектору. Ожидается, что следующей подобное соглашение с Украиной заключит Франция, чей президент Эмманюэль Макрон уже запланировал визит в Киев.
Однако успех этой стратегии практически всецело зависит от Соединенных Штатов, которые на сегодняшний день являются крупнейшим донором финансовой помощи и оружия, а также координатором международных усилий по оказанию поддержки Киеву. Весной администрация планирует обнародовать собственные 10-летние обязательства, которые в настоящий момент разрабатывает Госдепартамент с благословения Белого дома, — разумеется, при условии, что Конгресс одобрит законопроект о выделении дополнительных средств на поддержку Украины на сумму 61 миллиард долларов.
То шаткое основание, на котором сейчас держатся планы по оказанию долгосрочной поддержки Киеву, —республиканцы в Палате представителей продолжают упорствовать, отказываясь одобрить новый пакет финансирования, — тревожит и западных союзников, и саму Украину.
«Лидерство и участие Соединенных Штатов в долгосрочной перспективе — а также на данном очень важной этапе — однозначно имеет первостепенное „
Мы бы не выжили без поддержки Соединенных Штатов, это факт“, — подчеркнул Зеленский в интервью на прошлой неделе.
Попытки подстраховать Украину на случай победы Трампа
По словам американских чиновников, находящийся в разработке план будет гарантировать Украине поддержку в ее военных операциях в краткосрочной перспективе, а также в ее усилиях по укреплению боеспособности армии, чтобы она могла сдерживать агрессию России в дальнейшем. В документе будут прописаны конкретные обязательства и программы, которые помогут защитить, восстановить и расширить промышленную и экспортную базу Украины, а также будут способствовать реализации политических реформ, необходимых для полной интеграции страны в западные институты.
По словам одного американского чиновника, администрация Байдена надеется, что эти закрепленные на бумаге долгосрочные обязательства — опять же, при условии, что Конгресс все же одобрит выделение дополнительного финансирования, — позволят „застраховать“ дальнейшую помощь Украине на случай, если победу на президентских выборах в 2024 году одержит Дональд Трамп.
Белый дом продолжает прикладывать усилия для того, чтобы уговорить законодателей, но другой высокопоставленный чиновник администрации подчеркнул, что эта стратегия вовсе не означает, что украинцы просто возведут свои собственные оборонительные укрепления и будут „отсиживаться за ними“ весь год. По его словам, в этом году какие-то территории в небольших городах и селах, имеющих минимальное стратегическое руки», обе стороны продолжат «запускать ракеты и беспилотники», а Россия продолжит «наносить удары по гражданской инфраструктуре».
Запад надеется, что в 2024 году уже не будет такого количества масштабных артиллерийских дуэлей, которые преобладали в боевых действиях во второй половине 2022 и бо́льшую часть 2023 года, и что Украина больше не будет терять свои земли (в настоящее время под контролем России находится около пятой части территорий страны). Кроме того, западные правительства хотят, чтобы Киев сосредоточился на тактике, которая последнее время позволяет его силам добиваться успехов: нанесение ударов большой дальности, в том числе с применением французских крылатых ракет, которые должны прибыть на Украину в течение нескольких месяцев, сдерживание Черноморского флота России для защиты морского транзита из портов Украины, а также сдерживание российских сил внутри Крыма посредством ракетных ударов и диверсионных операций.
Зеленский настаивает, что Украина продолжает наступление. В своем недавнем видеообращении он сказал, что планы на 2024 год «не только оборонительные». «Мы хотим, чтобы инициативу сохраняла наша страна, а не враг».
Но, по словам американских политиков, которые недавно встречались с украинским лидером в частном порядке, Зеленский сомневается в том, насколько амбициозные задачи ему следует ставить в отсутствие ясности в вопросе дальнейшей помощи со стороны Соединенных Штатов.
«
Нас спрашивают, каков наш план, но нам нужно понимать, какие ресурсы у нас будут, — объяснил украинский депутат Роман Костенко. — сейчас все указывает на то, что, вероятно, мы получим меньше, чем в прошлом году, когда мы попытались осуществить контрнаступление и у нас не вышло. Если у нас будет еще меньше ресурсов, тогда наш план очевиден. Это будет оборона».
«никто не исключает вероятность наступательных действий, — сказал другой депутат Сергей Рахманин. —Но, в целом, очень сложно представить себе серьезную, глобальную стратегическую наступательную операцию в 2024 году. Особенно, если принять во внимание общую ситуацию с иностранной помощью, не только со стороны Соединенных Штатов».
Даже те, кто верит, что Украина в конечном счете сможет дать отпор России, признают, что 2024 год будет опасным и скудным на успехи. «Вероятнее всего, никаких значительных территориальных завоеваний не будет, — сказал в интервью президент Латвии Эдгарс Ринкевичс. — Единственная стратегия — отправить на Украину как можно больше, чтобы помочь им, во-первых, защитить свои города, а во-вторых, помочь им просто не сдавать позиции».
«
Мы в некотором смысле заложники времени, — признался Кусти Салм, постоянный секретарь Министерства обороны Эстонии. — вопрос лишь в том, сумеем ли мы пройти через эту долину смерти».
«Нужно, чтобы было чем воевать»
Вдоль линии фронта украинские военные уже начали соответствующую подготовку. Они стремятся сымитировать российскую эшелонированную оборону, включающую траншеи и минные поля, на юго-востоке Запорожской области, — подобные тем, которые помешали прошлогоднему контрнаступлению ВСУ.
«
Простых солдат мало волнует политика Украины и внешняя Политика, — сказал один украинский командир, чье подразделение находится на востоке Донецкой области. — Но, когда вы на собственной шкуре чувствуете нехватку — нехватку боеприпасов, минометов, снарядов, как это происходит сейчас, —это сразу же вызывает тревогу. Воевать можно, но нужно, чтобы было чем воевать».
Американские политики говорят, что, по их мнению, данный конфликт в конце концов будет урегулирован путем переговоров. Однако они также уверены, что Путин не захочет всерьез рассматривать вопрос о начале переговорах в этом году — отчасти потому, что надеется, что Трамп сумеет одержать победу на выборах и сократит объемы помощи Киеву.
Трамп, который неоднократно заявлял о своих особых отношениях с Путиным, несколько месяцев назад сказал, что в случае своей победу на выборах он сумеет добиться завершения украинского конфликта «за один день, за 24 часа». В своем телеинтервью на прошлой неделе Зеленский назвал это заявление «очень опасным», а также пригласил Трампа приехать в Киев и объяснить, в чем состоит его план.
Долгосрочная стратегия по дальнейшему преобразованию Украины опирается на декларацию о поддержке, с которой прошлым летом выступили страны «Большой семерки» и в которой западные лидеры пообещали способствовать созданию «самодостаточных» вооруженных сил Украины, способных взаимодействовать с западными военными, и укреплению «экономической стабильности и устойчивости».
Однако такой политический курс несет в себе риски, включая политические риски в том случае, если украинцы начнут обвинять свое правительство в отсутствие продвижений вдоль линии фронта. Кроме того, чиновники в западных столицах ясно понимают, что терпение их граждан в вопросе финансирования украинского конфликта тоже небезгранично.
Занимаясь разработкой своего плана, Вашингтон, похоже, решил сделать акцент на том, что, даже если Украине не удастся вернуть все потерянные территории в ближайшем будущем, ей все равно требуется значительная и постоянная помощь, чтобы она могла обороняться и в конце концов стать неотъемлемой частью Запада.