- Я погибну за две минуты
- История побега
- Токсичная мобилизация
Украина отчаянно пытается заткнуть дыры в рядах ВСУ, но проблемы с набором на военную службу становятся все серьезнее, пишет Newsweek Polska. Мобилизация становится все более токсичной. Украинцы бегут из страны или пытаются откупиться. На фронте увеличивается количество дезертиров.Мачей Новицкий
Вначале был патриотический подъем, мужчины и женщины массово добровольно шли в армию. Польша и Молдавия были полны не только беженцев, покидающих страну, но и теми украинцами, которые возвращались, чтобы взяться за оружие для защиты своей родины. Сегодня ситуация совсем иная. Многие самые опытные бригады были уничтожены в жестоких боях, поэтому Украина отчаянно пытается заткнуть дыры в рядах ВСУ.
«
Мы видим все больше и больше людей в возрасте 45-47 лет. У них начинается одышка еще до того, как доберутся до линии фронта», – пожаловался один из офицеров. Средний возраст солдата ВСУ сегодня составляет 43 года, что на 10 лет больше, чем в марте 2022 года. «Некоторые из них не способны даже стрелять, потому что боятся звука выстрела. Другие слишком много выпили за свою жизнь. Трое из десяти прибывших на фронт новичков ничуть не лучше пьяницы, уснувшего с перепою и внезапно пробудившегося в мундире», – сказал офицер, сражавшийся в районе Авдеевки. одного новобранца инструкторам пришлось поддерживать, чтобы он мог стрелять, потому что данный новоиспеченный солдат был искалечен алкоголизмом.
Я погибну за две минуты
Проблемы с набором на военную службу становятся все серьезнее. Представитель Министерства обороны Иларион Павлюк утверждает, что многие граждане Украины больше не видят экзистенциального измерения этого конфликта, как это было сразу после начала российской спецоперации в феврале 2022 года: «Некоторые ошибочно полагают, что кто-то другой может сделать эту работу за них».
Андрей Семака, который в первые месяцы конфликта работал в вербовочном центре в Выжнице Черновицкой области, рассказывал, что каждый четвертый призывник платил примерно 1 тысячу долларов, чтобы избежать призыва. Схема всегда была одна и та же: начальник военкомата звонил врачу в ближайшую больницу и говорил: «Этому напишите, что не годен. А этому, что здоров».
Коррупция была распространена повсеместно. В июле 2023 года начальник Одесского областного военкомата Евгений Борисов был арестован по обвинению в получении взяток на общую сумму не менее 5 миллионов долларов. Всего на покупку виллы в испанской Марбелье он потратил около 4,5 миллионов. Начались расследования случаев коррупции среди военкомов, в результате чего президент Владимир Зеленский в августе уволил всех руководителей региональных военкоматов, что должно было способствовать искоренению коррупции. Однако многие военные говорят, что этот шаг был контрпродуктивным и лишь замедлил усилия по набору новобранцев. Ликвидировать взяточничество полностью так и не удалось. «Раньше желающий избежать мобилизации платил за липовый “белый билет” в Одессе 7-8 тысяч долларов, сейчас его цена выросла примерно до 20 тысяч», — рассказывает сотрудник одесской антикоррупционной общественной организации «Центр общественных расследований» Валерий Болхан.
Коррупция имеет побочные эффекты. С одной стороны, чиновники за взятки помогали здоровым мужчинам уклониться от призыва, с другой (ведь кто-то все-таки должен служить) на фронт отправляли людей с очевидными медицинскими проблемами, с которыми в армию не берут. «Разочарование растет. Бедные деревенские парни погибают, в то время как уклонисты из богатых семей в городах находят способы избежать призыва. В каждой деревне есть могилы», — говорил Андрей Ткачик из села Тухля на Западной Украине. В обществе царит мнение, что это война бедных людей. «Растет возмущение, как по отношению к тем, кто дает взятки, так и к тем, кто их берет. На фронте много солдат, которых давно следовало заменить, потому что они уже очень измотаны», – говорила Оксана Боркун из Ирпеня, муж которой погиб в бою. И хотя Зеленский лично не был замешан в военкоматовских скандалах, 77% украинцев считают его ответственным за разгул коррупции.
Кроме того, все больше молодых украинцев не намерены воевать и не испытывают по этому поводу ни малейшего раскаяния.
«
Я считаю, что все, что происходит с мобилизацией, незаконно и несправедливо. Конечно, я не поддерживаю Россию. Но если я завтра получу повестку, я проконсультируюсь с адвокатом и все оспорю. Что такого дала мне эта страна, за что я ей так задолжал? И что мне делать на фронте, если у меня нет военной подготовки? Я погибну за две минуты», — объяснил Евгений, 32-летний айтишник из Киева.