Десять конфликтов на Ближнем Востоке грозят перерасти в одну большую войну, пишет TNY. Отчаянные попытки США приструнить хуситов оборачиваются лишь еще большим сплочением «Оси сопротивления». Ни военные корабли, ни дипломатия Вашингтону уже не помогут.
На следующий день после нападений под руководством Соединенных Штатов на десятки военных объектов хуситов в Йемене, 12 января, президент Байден ответил на несколько громких вопросов во время предвыборной остановки в кафе Nowhere в Эммаусе, штат Пенсильвания. “У вас есть послание для Ирана?” — спросил репортер, пока Байден ждал смузи. “Я уже передал послание Ирану, — ответил он. — Они знают, что им не следует ничего делать”. Тегеран, добавил он, не хочет войны с Соединенными Штатами. Затем Байдена спросили, отдаст ли он приказ о новых ударах, если повстанцы-хуситы, которых Иран много лет вооружал, обучал и финансировал, не прекратят атаки с применением БПЛА и ракет против коммерческих и военных судов в Красном море — на стратегическом торговом маршруте, связывающем Азию с Европой. “Мы обязательно ответим хуситам, если они продолжат свое возмутительное возможности хуситов, но его общее воздействие носит ограниченный характер. Ситуация может даже ухудшиться”. Йеменские повстанцы “пользуются народной поддержкой”, чтобы встать на сторону ХАМАС в войне с Израилем и получить односторонние рычаги влияния на международную торговлю, заключили в ICG. Почти 15% мировой морской торговли проходит через Красное море и Суэцкий канал. Атаки хуситов, участившиеся с 19 ноября, уже затронули почти 50 стран, сказал президент Байден в заявлении об ответных мерах США.
Американские и британские силы запустили 150 ракет и бомб, поразив 60 военных объектов на территории Йемена. Однако, по сообщениям, подавляющее большинство военных объектов хуситов по-прежнему боеспособны. Как и ХАМАС, они “чувствуют себя вправе добиваться своего приемлемой ценой”, — заявили в ICG. Оба ополчения втягивают мир в свои конфликты и раздувают их причины. Хуситы обстреляли военный корабль США в Красном море 14 января, а 15-го и 16-го — принадлежащие Соединенным Штатам контейнеровозы, а Вашингтон осуществил запланированные пуски еще по четырем объектам.
Эскалация и связанные с ней факторы опасности отражают слияние кризисов на Ближнем Востоке. В настоящее время к одной точке направляются десять конфликтов между различными соперниками на различных аренах. Несмотря на все недавние предупреждения ученых мужей о расширении военных действий, траектория наметилась уже давно. И хотя в распоряжении Соединенных Штатов были все эти военные корабли, войска и дипломаты, размещенные на Ближнем Востоке за последние сто дней, они не добились практически ничего, если не считать собственной уязвимости. “Соединенные Штаты кажутся оторванными от региональных реалий, что, может быть, было намеренным подходом для обеспечения вывода войск, — сказал директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке в Европейском совете по международным отношениям Джулиен Барнс-Дейси (Julien Barnes-Dacey). — Но теперь, когда Вашингтон втянут в войну Израиля с ХАМАС, он выглядит довольно растерянным”. Набирающий обороты наступательный порыв “практически лишает Соединенные Штаты возможности в одностороннем порядке навязывать региону собственную волю”.
Стечение конфликтов ошеломляет. Израиль воюет на четырех ярко выраженных фронтах. На южной границе ему противостоит ХАМАС после нападения 7 октября, в результате которого погибло 1200 человек. Тем временем с северной границы с Ливаном в знак солидарности с палестинцами около семисот нападений предприняла «Хезболла». Две группировки боевиков (одна суннитская, другая шиитская) преследуют общие стратегические цели, имея при этом различные внутренние планы. По данным американской разведки, ХАМАС не сотрудничал с «Хезболлой» в наступлении — до сих пор в борьбе против Израиля они действовали автономно друг от друга.
Кроме того, у Израиль до сих пор нет мирного договора с 16 арабскими правительствами. Недавний прогресс в реализации соглашений Авраама, призванных положить конец 76-летнему арабо-израильскому конфликту, пришлось приостановить на неопределенный срок, несмотря на отчаянные дипломатические потуги администрации Байдена. Ключевым звеном является Саудовская Аравия. Хранитель святынь ислама считает заключение мира с Израилем на фоне войны с палестинцами нерациональным без соглашения о создании государства для братьев-арабов. Как показал декабрьский опрос Вашингтонского института ближневосточной политики, 96% саудовцев уверены, что все арабские государства должны разорвать связи с Израилем. ХАМАС поддержали 40% респондентов, тогда как в августе данный показатель едва достигал 10%.
Американская разведка предупреждает о растущей поддержке арабов и мусульман движения ХАМАС, которое в США и Европе объявили террористической группировкой. На декабрьском форуме в Дохе десятки арабов осудили тактику ХАМАС и не согласились с его идеологией, но при этом восхитились и даже завидовали его решительному сопротивлению Израилю и пренебрежению влиянием Вашингтона. “В такой борьбе в центре внимания — гражданское население, — признал в декабре министр обороны Ллойд Остин. — И если вы загоните их в объятия врага, вы замените тактическую победу стратегическим поражением”. Он отметил: “Трагедия усугубится, если по окончании этой ужасной войны израильтян и палестинцев ждет лишь еще большая неуверенность, еще большая ярость и еще большее отчаяние”.
Четвертый фронт Израиля — разыгрывающаяся в Сирии теневая война с Ираном. Израильтяне наносят сотни авиаударов по иранским вооружениям, военным объектам и силам, а также по сирийским целям. Интенсивность ударов возрастала, начиная с 7 октября. Через несколько дней после зверств ХАМАС Израиль разбомбил международные аэропорты Дамаска и Алеппо. Наибольшую тревогу вызывает ядерная программа Ирана, которая с 7 октября незаметно ускорилась после летнего замедления, как сообщают чиновники США. Источники в разведке полагают, что Тегеран как никогда близок к созданию ядерного оружия, если возникнет такое желание.