Политика Киева по введению санкций против собственных граждан и компаний приобрела беспрецедентный характер, пишет The Spectator. Под предлогом конфликта власти экспроприируют прибыльные фирмы и продают их для дальнейшего обогащения украинских олигархов.
Вскоре после начала российско-украинского конфликта бывший чиновник правительства США посетил Киев узнать, чем помочь в плане доставки гуманитарной помощи на линию фронта. Он учредил НКО, собрал 2 миллиона долларов и предоставил украинским солдатам и гражданам более 70 машин скорой помощи. Но в ходе визита его до глубины души шокировал уровень коррупции.
По дороге в Николаев бывший замминистра Георгий Тука рассказал ему о повсеместности это проблемы на Украине и невозможности с ней справиться. «Я вам не верю, — ответил бывший чиновник, обладатель высоких наград за гуманитарную деятельность. — Вы говорите это лишь потому, что являетесь политическим оппонентом Зеленского».
Но во время следующего визита американец, бывший высокопоставленный чиновник Агентства США по международному развитию, услышал по радио об аресте тогдашнего главы Верховного суда Украины Всеволода Князева по подозрению в получении взятки (Суд до сих пор не начался ввиду отрицания последним всех обвинений). Тука пришел в ярость и громко выругался. Тогда американец понял и принял тот факт, что нельзя игнорировать коррупцию только потому, что Украина находится в состоянии конфликта.
Коррупция остается проблемой, особенно в контексте санкций. «Она здесь беспрецедентна», — сказал мне Тука. Западные читатели будут удивлены, узнав, что санкциям со стороны украинского правительства подверглись по меньшей мере 17 украинских компаний и 1611 граждан. Точные цифры неизвестны, поскольку нет указания гражданства подсанкционных лиц.
“Никто не застрахован”, — говорит Юлия Кирьянова, генеральный директор инвестиционного конгломерата Smart Holding, который стал мишенью для полиции, подвергся аресту активов и получил уголовные обвинения в связи с некими соображениями национальной безопасности. Она утверждает, что санкции используются для принудительной продажи прибыльных фирм для дальнейшего обогащения украинских бизнесменов с политическими связями.
Это перераспределение корпоративных активов под прикрытием санкций и отсутствия верховенства закона до связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани">боли напоминает печально известную приватизацию госактивов в России 90-х. “Скоро появятся новые олигархи”, — сказала Кирьянова.
Две недели назад глава украинского производителя алкоголя Global Spirits получил уведомление о том, что в отношении него идет расследование по обвинению в содействии России из-за закупок в этой стране. Основатель и владелец Евгений Черняк категорически отрицает обвинения и говорит, что не имеет абсолютно никакого отношения к упомянутым в обвинительном заключении компаниям. “Надеюсь, это ошибка, а не попытка давления на бизнес с целью рейдерской атаки на лидера рынка”, — сказал он.
Политика Украины по введению санкций против собственных граждан и компаний носит крайне противоречивый и беспрецедентный характер. «Когда я работал в правительстве, санкции вводились только против иностранцев, — заявил Тука, который является ярым критиком нового закона. — Украина не должна вводить санкции против собственных граждан и компаний».
Бывший министр ссылается на три момента. Во-первых, информация, на основании которой принимается решение о применении санкций к физическому лицу, составляется Службой безопасности Украины (СБУ). Во-вторых, некоторые сотрудники СБУ действуют необъективно ввиду своей коррумпированности. В-третьих — и в-главных, — все доказательства засекречены.
«проблема в том, что предоставляемые СБУ материалы, на основании которых можно применять к людям санкции, являются государственной тайной, — посетовал Тука. — Таким образом, лицо или компания, подвергшиеся санкциям, не могут подать апелляцию или ответный иск, потому что доступа к документам у них нет. Технически они могут обратиться в Суд, но процесс займет много лет, за которые их бизнес полностью развалится».
Этот процесс позволяет бизнесменам с политическими связями экспроприировать компании и убирать конкурентов с рынка как минимум на полгода, пока они оспаривают решение о применении к ним санкций. Отсутствие надлежащей правовой процедуры и принципа верховенства закона подрывает обоснованность самозащиты Украины от России.
«
Ни одна предыдущая администрация не имела в своих руках столько власти, а из-за боевых действий в глазах международного сообщества и СМИ она неприкосновенна, — заявил исполнительный директор одной украинской корпорации. — Санкции против успешных компаний не должны применяться с целью устранения конкурентов и наказания неугодных вам людей».
По словам бывшего заместителя начальника Службы безопасности Украины Виктора Яхуна, роль СБУ в принятии решения о введении санкций в отношении физического лица или компании является проблемой.