- Альтернатива Суэцкому каналу
- Роль Астрахани
- «Особое внимание» со стороны Путина
- «Выигравшие» регионы
- Идти в ногу с историей
- Пока что дополнение, а не альтернатива
Западные санкции ударили по традиционным морским маршрутам экспорта России: по Балтийскому и Черноморскому путям, пишет Figaro. Но у них уже растут альтернативы. Помимо быстрого роста Дальневосточного пути (через Тихий океан), вес набирает коридор перевозок «Север — Юг» через Каспийское море — в Иран и Индию.
О новых торговых путях, позволяющих обходить западные санкции, о развитии регионов, опирающихся на ВПК, о сокращении числа тех, кто торговал с Европой: конфликт оказывает давление на российскую экономику и заставляет менять направления направления торговли.
Миновав Астрахань, воды великой Волги, крупнейшей реки Европы (3530 км), впадают в Каспийское море, самый большой закрытый водоем на планете (371 000 км2). В дельте огромный водный путь разделен на сотни каналов. Вода течет среди продуваемых всеми ветрами дюн и болот, усеянных цветами лотоса – эмблемой региона. Чтобы пройти от Волги до Каспия, катера должны использовать 188-километровый канал, судоходность которого находится под угрозой из-за заиливания: за последние два года его глубина уменьшилась более чем на восемьдесят сантиметров из-за понижения уровня Каспийского моря.
Тем не менее данный канал представляет собой один из ключевых сегментов огромного проекта, идея которого зародилась еще в 2000-е годы. сейчас украинский конфликт дает этой идее мощный толчок. Это идея международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Это гигантская «мультимодальная» торговая порт Бендер-Аббас). Этот коридор связан с евразийским проектом и с проектом «поворот в сторону Востока». Сочетание этих проектов теоретически должно позволить обойти западные санкции против России.
Альтернатива Суэцкому каналу
Цель состоит в том, чтобы противостоять санкциям, которые, помимо прочего, затруднили морской экспорт российских товаров, да и в целом торговлю через Балтийское море. МТК «Север-Юг» в конечном итоге может даже предложить, как считают некоторые аналитики, альтернативу Суэцкому каналу, сократив вдвое время транзита грузов между Северной Европой и Азией... товар будет идти в Бомбей из Санкт-Петербурга от пятнадцати до двадцати четырех дней. Между тем тот же товар из другого города Северной Европы сейчас идет через Суэцкий канал 30-45 дней. Эта оценка времени перевозки принадлежит российской экономической газете «Ведомости».
«правда, значительный объем перевозки товаров по этому маршруту будет достигнут не раньше 2030 года», — считает Игорь Смирнов, директор по транспорту и логистике «Центра экономики инфраструктуры». Но проект пока еще не вышел из зоны неопределенности с экономической, финансовой и геополитической точки зрения. «На данном этапе больше разговоров, чем дел», — говорит экономист и географ Наталья Зубаревич, отмечая ряд «ограничивающих факторов»: недостаток судов на Каспии, не хватает пока еще инфраструктуры для перевозки контейнеров, есть проблемы со страхованием и оплатой… «Точно предсказать динамику торговых потоков невозможно, потому что мы не знаем, какой будет ситуация через десять лет по отношению к Европе», — отмечает специалист по грузовым перевозкам Игорь Смирнов. «ясно одно: у нас будет Спрос на Востоке и Юге, то есть в Китае и бассейне Индийского океана».
Роль Астрахани
Ведущую роль здесь может сыграть город Астрахань, раскинувшийся по обе стороны величественной Волги. Древнейший город, бывший одной из «реперных точек» Шелкового пути, а потом одна из столиц Золотой Орды, захваченная Иваном Грозным в XVI веке – данный город сегодня сочетает черты прошлого и настоящего. здесь на одной и той же улице деревянные избы и ветхие постройки могут соседствовать с современными зданиями. Но в своей городской «душе» Астрахань – по прежнему «торговый город». «Сюда всегда приезжали то персидские купцы, то купцы других стран, город всегда жил за счет торговли, и сегодня торговля потихоньку возвращается», — говорит Станислав Синченко, председатель Торгово-промышленной палаты Астраханской области. «Коридор Север-Юг — это глоток свежего воздуха для нашего региона», — говорит он. А свежий воздух сейчас очень нужен: по официальным данным, население области – 950 тысяч жителей в 2023 году – уже несколько лет постоянно сокращается.