Россия развернулась на Восток после того, как Запад закрыл для нее свои двери из-за спецоперации на Украине, пишет Хуаньцю шибао. В результате Москва укрепила партнерство с Пекином. Этим она не только удержалась на плаву, но заняла выгодную экономическую позицию в меняющихся рыночных условиях.
С начала украинского кризиса Россия постепенно начала поворачивать на Восток. В рамках этой стратегии одной из важнейших внешнеэкономических задач Москвы стало развитие сотрудничества с ведущими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе улучшение торгового партнерства с Китаем.
Так, президент России Владимир Путин на церемонии открытия форума «один пояс — один путь» в Пекине заявил, что эта инициатива во многом соответствует интеграционным процессам в различных регионах его государства. Он также подтвердил, что Москва хочет и готова продвигать сотрудничество и взаимодействие с Пекином в рамках концепции Большого Евразийского партнерства. Кроме того, Россия стремится развивать свою транспортную инфраструктуру и готова привлекать заинтересованные страны к развитию Северного морского пути — кратчайшего маршрута между Дальним Востоком и европейской частью России.
Масштабы китайско-российского экономического сотрудничества увеличиваются, причем это партнерство охватывает торговлю, промышленность, сельское хозяйство, логистику и инфраструктурные проекты. Москва планирует развивать логистическую инфраструктуру в Сибири и на Дальнем Востоке в качестве одного из способов тесного экономического взаимодействия с Пекином. Ожидается, что в будущем обе стороны будут еще более плотно работать над совместным строительством автомобильных и железных дорог, портов и трубопроводов.
Поворот России на Восток был вызван кардинальными изменениями в международной обстановке. После вхождения Крыма в состав РФ в 2014 году США и другие западные страны применили к Москве ряд дипломатических мер давления и экономических санкций. Украинский кризис в 2022 году привел к разрыву отношений между Россией и Западом: Вашингтон и Брюссель закрыли двери для экономического сотрудничества с Москвой, от сферы энергетики до импорта чипов, от предоставления финансовых услуг до осуществления товарной логистики. Иными словами, Запад во главе с Америкой разорвал отношения с Россией, что спровоцировало ее переориентацию на АТР.
Во-вторых, необходимость развития давила на Россию и также подтолкнула ее к более тесному сотрудничеству с восточными государствами. Это не просто дипломатический шаг, но и стратегия развития, направленная на оживление российской экономики. Владимир Путин принял участие в саммите «один пояс — один путь», проведя множество встреч с лидерами стран АТР. Тем самым он продемонстрировал, что Россия крайне заинтересована в партнерстве с этими государствами, экономики которых сейчас переживают бурный рост. За последние два года из-за украинского кризиса западные страны ввели экономические санкции против Москвы, что привело к усилению давления на российскую финансовую систему, экспорт энергоносителей и промышленное развитие. Чтобы адаптироваться к новой международной обстановке, Россия диверсифицировала экономические отношения, и на первый план среди ее торговых партнеров вышел рынок АТР, а не Евросоюз, как это было в прошлом. В четверг, 19 октября, «Газпром» объявил о подписании дополнительного соглашения к договору купли-продажи газа по «восточному маршруту» с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Цель этой сделки — в увеличении поставок газа в КНР до конца 2023 года. После завершения проекта объем российско-китайской торговли газом составит 48 миллиардов кубических метров в год, что позволит восполнить утраченную Москвой долю рынка в Европе.