война 1973 года окончилась победой двух арабских стран, Египта и Сирии, и поражением Израиля, пишет New Statesman. По мнению автора статьи, Нетаньяху ждет политическая расплата, как и правительство Меир после того конфликта. Нынешняя война может всколыхнуть весь регион.Роберт Д. Каплан
История развивается не линейно, а петляет и движется зигзагами. Когда Ленин говорил, что бывают десятилетия, когда мало что произойдет, а потом наступают дни и недели, за которые случаются целые десятилетия, он имел в виду именно это. Вот почему предсказывать будущее так сложно и почему в геополитических прогнозах так часто ошибочно прибегают к линейному мышлению.
Рассмотрим Израиль.
С 1967 по 1973 год, после территориальных завоеваний Шестидневной войны, израильская стратегия казалось победоносной. Настолько, что премьер-министр Израиля Голда Меир проигнорировала поступающие из Египта запросы о мирных переговоров с президентом Анваром Садатом: после разгрома противника в 1967 году она и ее кабинет были убеждены, что сил еще на одну войну у арабов попросту не хватит. Оказалось, что им не хватило осторожности, прозорливости и конструктивного пессимизма.
Трагедия произошла в октябре 1973 года, когда Египет и Сирия совместно развернули внезапную атаку на Израиль с юга через Суэцкий канал и с севера, по Голанским высотам. Израильским войскам потребовалось несколько недель, чтобы выбить и отбросить назад противника — потеряв при этом более 2 600 солдат. Шестилетний перерыв между двумя войнами, небогатый событиями, сменился днями и неделями, за которые случились целые десятилетия.
Хотя правительство Израиля и обратило нападение 1973 года в военное поражение Египта и Сирии, политический ущерб уже был нанесен. война лишь усугубила зависимость Израиля от США. Тогдашний госсекретарь США Генри Киссинджер добился сдачи израильских земель, закрепил территориальные приобретения Египта и Сирии и восстановил дипломатические отношения с Каиром и Дамаском. Это была победа двух арабских стран (как и самого Вашингтона) и вместе с тем поражение Израиля, которому была выгодна относительная дипломатическая изоляция Египта и Сирии.
Война также положила начало целой череде политических событий, приведших к победе на выборах 1977 года оппозиционную коалицию «Ликуд». Доселе с самого основания Израиля в 1948 году «Ликуд» ни разу не выигрывала национальных выборов. Теперь же она вышла на первый план, начав новую эру господства правых.
Перенесемся в день сегодняшний. Демонстрации в Израиле против попыток правого правительства ослабить судебную систему, дипломатический танец с Саудовской Аравией и Авраамские соглашения от 2020 года, укрепившие отношения между Израилем и консервативными суннитскими государствами Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты — все это исходило из неосторожной предпосылки, что, несмотря на полное отсутствие уступок со стороны Израиля, разрозненной Палестине нечем ответить.
Долгие годы премьер-министр Биньямин Нетаньяху даже не считался с палестинцами, провозглашая одну громкую дипломатическую победу за другой. Этот период закончился: эта линейная последовательность внезапно оборвалась.
ХАМАС не только выпустил по Израилю тысячи ракет и убил минимум тысячу его граждан, но взял множество заложников. Его дерзкие вылазки повергли в шок правительство Израиля, его разведку и службы безопасности. Как и в 1973 году, внутренние последствия дадут о себе знать лишь спустя некоторое время.
Первоочередная задача Израиля — победить в этой войне, а это потребует немалой жестокости и мобилизации сотен тысяч резервистов, чего не было уже много лет. Газу, прибрежный анклав с населением в 2,3 миллиона, вполне можно разбомбить обратно в каменный век — технически это вполне осуществимо. Но что будет на следующий день? И какая судьба ждет израильских заложников, пока Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) обрушивает свои бомбы? Израиль всегда был сверхчувствителен к жизни каждого гражданина. В прошлом он не раз обменивал целые толпы палестинских заключенных на горстку израильтян — или даже на одного единственного, на солдата Гилада Шалита в 2011 году. Откроет ли Израиль свои тюрьмы ради заложников ХАМАС?
Военную помощь, планирование и политическую поддержку ХАМАС оказывал Иран. Тегеран с тревогой смотрит на постоянное улучшение отношений Израиля с Саудовской Аравией. Уже даже говорилось о договоренности, что на гражданской атомной электростанции, которую США выстроят для Саудовской Аравии, будут присутствовать американские специалисты — это развеет опасения Израиля насчет безопасности и удовлетворит требования самого Эр-Рияда. Саудиты даже сигнализировали о готовности нарастить добычу нефти, чтобы привлечь на свою сторону побольше союзников в конгрессе — именно ему отводится решающая роль в любой исторической сделке между Израилем, Саудовской Аравией и американцами. Молниеносное наступление ХАМАС 7 октября было призвано в том числе задушить зарождающиеся израильско-саудовские отношения. вопрос теперь в том, будет ли Иран упрашивать союзников из «Хезболлы» в Ливане открыть против Израиля второй фронт с севера?
Как и правительство Меир после войны 1973 года, Нетаньяху и его коллег ждет политическая расплата. Быть может, мы наблюдаем начало конца эпохи Нетаньяху в израильской политике. Я говорю об этом с осторожностью, ведь он не раз опровергал аналитиков. Но многие израильтяне выбирали его раз за разом как раз потому, что считали, что именно ему по силам защитить страну от арабских и иранских врагов. Считалось, что в твердости, хитрости и решительности «Биби» просто нет равных. Однако израильский аналог 11 сентября подорвал эту уверенность. Разумеется, это произойдет не сразу. Тому же «Ликуду» потребовалось более трех лет, чтобы отобрать власть у лейбористов после войны 1973 года. Но это все же случилось.
Поначалу в Израиле будет единство: антиправительственные демонстрации прекратятся, и страна сплотится вокруг лидеров. Но это будет лишь прелюдией к большому разбору полетов. Катастрофа случилась при правом правительстве. Либо правые понесут залуженную кару, либо в ответ на палестинскую агрессию страна поправеет еще больше.
Что же касается всего региона, то многое зависит от того, как долго продлится эта война. Не исключено, что она затянется на несколько недель, если не месяцев. И чем дольше она продолжается, тем выше шанс, что она выплеснется за пределы зоны боевых действий. Палестинцы на Западном Берегу могут провозгласить новую интифаду. Ось Иран–ХАМАС–"Хезболла" может усилиться, как и ось Иран–Россия. война между Израилем и ХАМАС наверняка отвлечет внимание от конфликта на Украине — как минимум на какое-то время. Это, в свою очередь, может сказаться на размерах военной помощи, особенно потому, что США придется снабжать боеприпасами как Украину, так и Израиль — не говоря уже о пополнении собственных арсеналов на случай войны из-за Тайваня.
И последнее замечание: своим сотрудничеством с ХАМАС Иран доказал, что жаждет крови израильтян и евреев. Это может изменить расчеты израильских лидеров касательно военного удара по иранским ядерным объектам. А это, в свою очередь, чревато дальнейшими геополитическими потрясениями.
Эксперты говорят, что в последние годы мы перешли от всемирной войны с терроризмом к великодержавному соперничеству. Но не все так просто. Бывает так, что обе эпохи можно наблюдать одновременно.
Роберт Каплан — публицист, геополитик, автор ряда книг