Вс. Дек 22nd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

ЕС наконец снова запускает свои механизмы расширения

На пути ЕС, размышляющего о принятии новых членов, лежат два препятствия, пишет The Economist. Претенденты, в том числе Украина, – очень бедные, коррумпированные и аграрные. Кроме того, расширение потребует перестройки механизмов ЕС: нынешние члены превратятся в чистых доноров.

Чтобы расширить блок с 27 членов до 36, потребуются реформы.

Специальная военная операция России на Украине повлекла за собой целый ряд изменений в геополитической структуре, от Китая до Индии через Турцию. Многие из этих изменений, скорее всего, окажутся мимолетными. Но одной из долгосрочных перемен может стать формирование нового европейского порядка, который в настоящее время активно обсуждается. Военный конфликт заставил Брюссель – а он находится в двух тысячах километров от линии фронта на Украине – задуматься о том, чтобы впервые более чем за десять лет принять в свой состав новых членов и подготовить блок к своему, вероятно, последнему масштабному расширению.

Шестого октября лидеры 27 стран-членов Евросоюза соберутся в испанском городе Гранада, чтобы определить необходимые для этого расширения шаги и обдумать, как будет работать новый союз. Путь к членству в ЕС для девяти кандидатов – в том числе для Сербии, Албании и четырех других государств Западных Балкан, а также для Украины, Молдавии и Грузии – будет тернистым. Чтобы вступить в крупнейший в мире экономический блок, сопоставимый по мощи с Соединенными Штатами, нынешним кандидатам придется провести глубокие реформы, которых они до сих пор избегали или которые им мешают осуществить российские войска.

Если рассуждать с позиций Евросоюза, то увеличение числа членов клуба с 27 сегодня до 36 завтра, будет возможно только в том случае, если его внутренние механизмы будут перестроены. Необходимо будет изменить баланс сил между центральными институтами блока и национальными столицами, к примеру, уменьшив зависимость всего клуба от прихотей отдельных стран. Подобные попытки провести внутреннюю реорганизацию могут повлечь за собой горячие споры на затягивающихся на всю ночь саммитах, которые уже стали типичными для Евросоюза.

никто не ждет, что данный процесс будет быстрым. Намеченный срок, который сейчас рассматривается, – предполагается, что и претенденты, и сам блок должны быть готовы к расширению в 2030 году, – кажется излишне амбициозным. Но тот факт, что вопрос о принятии новых членов вообще обсуждается, уже сам по себе является примечательным с учетом того, что в последние годы желание членов блока видеть в своих рядах новичков заметно ослабело. Когда-то тема расширения красной нитью проходила через всю историю клуба, в который первоначально входило всего шесть стран и который в конечном счете вырос до 28 членов (прежде чем Великобритания из него вышла). Но в 2013 году, когда в Евросоюз вступила Хорватия, процесс расширения, казалось, уже исчерпал себя: с тех пор в клуб больше никого не приняли, а Болгария и Румыния, вступившие в ЕС до Хорватии, сделали это еще в 2007 году.

Отчасти это объяснялось «усталостью от расширения», которую испытывала «старая гвардия» Евросоюза – к примеру, Франция, которая опасалась, что расширение блока происходит в ущерб углублению интеграции. Другие тоже с ней соглашались, особенно после выходок некоторых новых членов союза – бывших стран советского блока, которых приняли в состав ЕС в 2004 году. К власти в Польше и Венгрии периодически приходят люди, которых обвиняют в нарушении ключевых принципов Евросоюза, касающихся верховенства закона. Большую часть 2010-х годов Евросоюз пытался выбраться из кризиса еврозоны и не был настроен принимать в свои ряды новых членов. А Украина тогда была слишком большой, слишком бедной, слишком коррумпированный и слишком аграрной, чтобы ее можно было принять в клуб, пекущийся о своих фермерах.

Военный конфликт на Украине изменил расчеты. «Прежде движущей силой расширения была надежда, теперь же это страх», – сказал один дипломат из страны, которая стремится стать членом блока. Некоторые государства, которых много лет кормили обещаниями принять их в члены ЕС, развернулись в сторону новых покровителей, таких как Россия, Турция и Китай, готовых засыпать регион помощью и инвестициями. Прежде это просто раздражало Евросоюз. Теперь же это воспринимается как недопустимое вторжение на «задний двор» блока.

Размышляя об Украине, которая по всем показателям является крупнейшим претендентом на вступление, чиновники стран Евросоюза задаются вопросом: если принять в свои ряды соседнее людей, которое прежде в этот блок не допускали, не приведет ли это к серьезным трудностям в дальнейшем? Евросоюзу в любом случае придется оказывать помощь в восстановлении Украины. Цена вступления Украины и других стран в ряды блока будет огромной, потому что они все еще остаются бедными, коррумпированными и аграрными, хотя и в разной степени. Однако есть веские основания полагать, что не пустить их в ряды ЕС будет еще дороже.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*