- Распад свободной торговли
- Новые подходы к экономической политике
- Промышленность и протекционизм
- Неожиданная стратегия Китая
- Обострившаяся
Геополитическая конкуренция между Вашингтоном и Пекином превращается в проблему для человечества, пишет «Нови стандард». В отличие от холодной войны, экономическое расхождение Запада и Китая повлечет крайне негативные последствия для каждого жителя планеты, отмечает автор.Горан Николич
В отличие от холодной войны, когда два блока взаимодействовали в экономике минимально, экономическое расхождение Запада и Китая повлечет чрезвычайно негативные последствия, которые на себе ощутит почти каждый житель планеты.
Мы живем в интересные времена. Мировые социальные изменения, ускоренные разбалансировкой сил ведущих мировых геополитических субъектов, а также провалом реформы современного типа капитализма (невозможно управлять обострившимся монетарно-фискальными противоречиями), приобретают такой масштаб и истории.
Более того, в последние годы под давлением общественности, то есть избирателей, постепенно под вопрос ставятся укоренившиеся экономические и социальные постулаты, прежде всего, навязанные Западом и существующие еще с XIX века или с 1945 года. Многим этот поворот кажется революцией. Однако то, что многие осуждают, называя протекционизмом и меркантилизмом, —это на самом деле (недогматический) подход к решению важных социальных вопросов, и в конечном итоге он может способствовать рождению более здоровой формы глобализации.
Те, кто формируют политику, столкнулись с риском коллапса всей системы и признали необходимость решать проблемы, проистекающие из выраженного неравенства, помогать развитию запущенных периферийных регионов (это поможет остановить миграцию с юга), а также наконец активно заняться борьбой с последствиями серьезных климатических изменений. Показательный пример этого нового подхода, по крайней мере в западных странах, — европейские экологические дотации или "законсовсем адекватное). Эта норма принята для того, чтобы задействовать частный Капитал в достижении климатических целей и обеспечить рост в долгосрочной перспективе.
Распад свободной торговли
Уровень прогрессивности новой политики (переход к большей социальной инклюзивности) понятен из заявлений высокопоставленных американских чиновников, апологетов неолиберализма. Нас постепенно покидает «эра человека из Давоса». Чтобы вникнуть в эту новую политику, следует отказаться от категориального аппарата, который доминировал с начала 1980-х вплоть до кризиса 2008—2009 годов.
например, ошибочно думать, что так называемая гиперглобализация (с начала 1990-х до начала пандемии COVID-19) была эрой свободной торговли. Да, тогда подписывались соглашения о свободной торговле, но в них прописывали преимущественно стандарты регулирования, правила интеллектуальной собственности, инвестиций, банковских операций. Раньше эти сферы относились к внутренней политике. В соглашениях о «свободной торговле» того времени намного меньше говорилось об устранении пограничных ограничений в торговле и инвестициях. Навязанные правила кроились под интересы «политически близких» крупных компаний, в том числе крупнейших международных банков, фармацевтических гигантов и других транснациональных корпораций (они же использовали международные арбитражи, чтобы нейтрализовать правительственные предписания, снижавшие их прибыли). Под их давлением произошла либерализация потоков капитала, а о климатических изменениях почти забыли, поскольку меры, направленные на борьбу с их негативным влиянием, резко снижали доходы крупных корпораций.