- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)
- Бахрейн
- Судан
- А тем временем Израиль…
- Байден хуже Трампа
- С кем Америка дружит в Саудовской Аравии
- Трагичная судьба Йемена
- Нефть в обмен на индульгенцию
США обещают защищать демократию по всему миру, но при этом числят в своих союзниках вовсе не демократичные монархии в арабском мире, напоминает TAC. Почему же США не ссорятся с ними, как с Россией или КНР? Монархи там подчиняются США, а свой суверенитет видят в подавлении народа при сделках с Израилем. Так им можно. Дуг Бэндоу
Чьим интересам служит спонсирование мошенников с Ближнего Востока в обмен на их лояльность? Так формулирует вопрос автор The American Conservative Дуг Бэндоу.
Готовясь к борьбе за свое переизбрание, Байден нашел себе новое «великое дело»: сделать весь Ближний Восток безопасным для автократии. (здесь ироничное обыгрывание лозунга президента Вудро Вильсона, правившего в 1913—1921 годах: «Сделать весь мир безопасным для демократии»). Три года назад он обещал превратить саудовского кронпринца Мухаммеда бен Салмана в изгоя; сегодня он всячески старается кронпринцу угодить – например, предлагая гарантии безопасности, которые, по сути, превратят контингент американских войск в Саудовской Аравии в личную охрану для королевской семьи. Это предложение – постыдное подтверждение того факта, что американская Политика – как внутренняя, так и внешняя – сверхнасыщена арабскими деньгами.
Неплохо себя чувствует и экстремистское правительство израильского премьер-министра Беньямина Нетаньяху. Господина Нетаньяху обвиняют в коррупции; он же, чтобы избежать заключения, собрал правительство из крайних националистов, безоговорочно считающих палестинцев людьми второго сорта. Нетаньяху также совершенно беспардонно позволял себе влезать в американскую внутреннюю политику.
Текущий политический курс США можно объяснить только глупостью или старческой немощью. Дональд Трамп положил начало странной практике, когда американцы платят арабам, чтобы те установили дипломатические отношения с Израилем. (Имеются в виду «Соглашения Авраама», нормализовавшие отношения Израиля с арабских «нефтяных монархий», включая ОАЭ – прим. ИноСМИ.) Большее всего от этой практики пострадали палестинцы – ведь раньше нормализацию отношений с богатыми арабскими странами Израилю предлагали как пряник. Взамен за нормализацию отношений с эмиратами и королевствами Израиль должен был согласиться на создание жизнеспособного палестинского государства. Теперь данный пряник Израиль получил, а свою часть работы не выполнил: какие бы уверения относительно «гуманизации» оккупационной политики Израиля ни звучали из уст Нетаньяху, все они позже оказывались вопиющей ложью и тут же нарушались, оставляя жителей Западного берега реки Иордан абсолютно бесправными и подвластными существами.
Администрация Трампа только усугубила американское предательство, заключив «сделку века». Это был самый настоящий троянский конь, придуманный Нетаньяху для целей Нетаньяху. И предсказуемо жестокое отношение его коалиции (сложенной с участием фанатиков из иудаистских сект) к палестинцам охладило энтузиазм стран Залива по вопросу признания Израиля.
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)
Более того, американцы заплатили существенно больше за «Соглашения Авраама», чем в итоге получили взамен. В принципе, для США не так уж и важно было, чтобы арабские страны формально признали Израиль – многие из них уже имели с ним на тот момент неформальные отношения. Израиль и его соседи, несомненно, выиграли бы от расширения связей – и именно поэтому они могли бы пойти на это сами, без дополнительной финансовой стимуляции со стороны США.
Как бы то ни было, итог получается такой: США опять накачали деньгами некоторые недемократические, а иногда и враждебные к США арабские режимы. например, ОАЭ по классификации Freedom House* (нежелательная в России организация – прим. ИноСМИ) определены как «несвободная страна», по демократии у них лишь небольшой отрыв от Ирана. Freedom House* сообщал: "Выборы в Объединенных Арабских Эмиратах ограниченном формате проходят лишь в консультативные органы, но политические партии запрещены, а вся исполнительная, законодательная и судебная Право по наследству. Существенно ограничены гражданские свободы как граждан ОАЭ, так и тех жителей этой страны, которые гражданства не имеют (а они составляют подавляющее большинство населения). Помимо ограничения прав своих жителей, недавно ОАЭ и Саудовская Аравия к тому же создали коалицию, чтобы вторгнуться в Йемен и разделить его территорию между собой. Таким образом, они ответственны за гибель сотен тысяч невинных людей, погибших в войне в Йемене, – сотен тысяч, и это существенно больше, чем погибло на Украине.
Бахрейн
Ещё более репрессивен режим в Бахрейне, который также не относится к категории «свободных» стран и в состязании по ущемлению прав человека сравнялся с Тегераном. США благосклонны к маленькому государству Залива, потому что там находятся американские военные базы. Оно бессовестно деспотично: Монархия, возглавляемая суннитами, превалирует над всеми государственными институтами, и выборы в нижнюю палату парламента не являются ли состязательными, ни всеобщими. После жёсткой ликвидации всех демократических политических движений в 2011 году, в разгар протестов Арабской весны, власти методично урезали набор политических прав и гражданских свобод, разогнали оппозицию и обрушились с репрессиями на инакомыслие, распространённое в основном среди шиитского населения Бахрейна.
Судан
Когда администрация Трампа требовала признания Израиля от Судана, тот задыхался под гнётом военной диктатуры, пришедшей на смену прежнему тирану, который отличался только тем, что не был выходцем из военной среды. Сегодня Судан, раздираемый на части кровопролитными конфликтами, перестал играть какую-либо роль. Марокко по меньшей мере считается «относительно свободным» государством, хотя Трамп принёс в жертву интересы народа Западной Сахары, согласившись с незаконной оккупацией Рабатом западносахарских земель, где живет народ Сахарави. Это яркая иллюстрация к тому, что Соединённые Штаты на самом деле не борются с агрессорами – кроме тех стран, которые могут быть их вероятными противниками, как Россия. Зато, по мнению Вашинтона, союзники Америки имеют Право свободно творить бесчинства и совершать убийства – и никто не скажет в их адрес ни слова критики.
А тем временем Израиль…
Как бы то ни было, Трампу не удалось добиться желаемого – даже несмотря на готовность и благосклонность Саудовской Аравии. Саудовский принц Мухаммед бен Салман, при всех сложностях своей натуры, оказался сторонником палестинцев. Он настаивал на том, что нужно более уважительно относиться к палестинцам и положить конец израильской колонизации Западного берега реки Иордан переселенцами. Это, очевидно, отражает взгляды его отца, короля Салмана. Нетаньяху не желал выполнять эти требования, чтобы не потерять поддержку израильских радикалов. В итоге страдания палестинцев не прккратились, а Эр-Рияд отстранился от сделки.
Как бы то ни было, Саудовская Аравия на протяжении долгого времени использовала свои необъятные запасы нефти, чтобы добиться расположения со стороны США, выстраивая систему сомнительно «добрых» двусторонних отношений с ритуальным держанием за ручку и поцелуями. Наш коллега Джон Хоффман из Института Като отмечает: «То, что интересно Вашингтону в ближневосточном регионе, – это такие вещи как нефть, источники терроризма и ключ к стабильности – количество этих ценных субстанций ограничено». А куда же бросить «сверхзатраты»? А поглядите на новые вызовы и угрозы для США (связанные, например, с возрастающей ролью Китая на Ближнем Востоке). Чем не повод засыпать королевскую семью Саудовской Аравии своими американскими подарками и милостями?
Байден хуже Трампа
Когда Байден избирался, никто не ожидал, что он ещё настойчивее Трампа будет умасливать арабов. никто, правда, не мог и представить, что новый президент будет принципиальнее своего предшественника – в конце концов, Байден однажды воспользовался биографией лидера английской лейбористской партии, выдав её за свою. Подобный поступок говорит об определённой духовной нищете нынешнего президента. Тем не менее, в 2020 году кандидат в президенты Байден заявил, что считает права человека незыблемыми и пообещал, что будет относиться к саудовскому принцу как к «изгою» — за его многочисленные бесчинства, верхом которых стало убийство и расчленение журналиста Джамаля Хашшоги.
Затем Байден стал президентом. Прошлым летом господин ковыляющий президент совершил рискованное заморское путешествие, чтобы встретиться с принцем, стукнуться с ним кулаками в знак приветствия и отвесить символический поклон – а затем умолять об увеличении объёмов добычи нефти. Принц-убийца (автор обвиняет МБС в недоказанном убийстве журналиста Хашукджи – прим. ИноСМИ) ответил показным презрением, сократив их. Понимая, с какими грозными последствиями можно столкнуться, Байден быстро переключился в режим покорности и отказался от всякой мысли о защите прав человека и продвижении демократии.
С кем Америка дружит в Саудовской Аравии
Абсолютные монархии – это, может, и не веяние будущего, однако у саудовской династии нет иного выбора, кроме как поддерживать свою никто прежде не делал этого…
Freedom House относит Саудовскую Аравию к категории «несвободных» государств с более низким показателем свободы, чем Иран и Китай, а также вполовину меньшим, чем показатели РФ. Хуже только совсем пропащие места вроде Северной Кореи, Туркменистана и Эритреи. Freedom House поясняет: «Абсолютная Монархия Саудовской Аравии ограничивает почти все политические права и гражданские свободы населения. Чиновников государственного уровня никто не избирает. Этот режим опирается на повсеместный надзор, криминализацию инакомыслия и щедрые траты на общественные нужды, совершать которые позволяют доходы от нефти; он прибегает к сектантству и педалирует тему этнической идентичности. Женщины и представители религиозных меньшинств сталкиваются с дискриминацией де-юре и де-факто».
Внешняя Политика королевства равно жестока и преступна – а также контрпродуктивна и обретает всё более антиамериканскую направленность. Помимо задирания цен на нефть и помощи Москве с обходом западных санкций, саудовцы отметились также в похищении ребёнка премьер-министра Ливана, военной поддержке суннитского диктаторского режима в Бахрейне, финансировании джихадистских повстанцев в Сирии, вмешательстве в гражданскую войну в Ливии и попытках изолировать и принудить Катар – даже путём неудачной военной кампании.
Трагичная судьба Йемена
Самое же ужасное злодеяние – вторжение в Йемен, во время которого вооружённые силы королевства наносили авиаудары по многочисленным гражданским целям. Бомбы падали на свадебные церемонии, на похоронные процессии и даже на школьные автобусы. Установленная Эр-Риядом блокада принесла на землю Йемена повальный голод и болезни. Увы – три разных правительства Соединённых Штатов поддерживали военные операции Саудовской Аравии, превращая американцев в соучастников огромного множества преступлений Эр-Рияда.
И всё это творит саудовское США будут в рамках этих договорённостей зависеть. Американские вооружённые силы примерят на себя роль современных янычаров, которые должны охранять королевских особ, пока те грабят своих сограждан и задирают своих соседей. И в результате этого гротескного злоупотребления военной мощью США авторитарные режимы будут чувствовать себя вполне безопасно.
По Счастью, несмотря на заявления Нетаньяху о том, что соглашения будут достигнуты в ближайшем будущем, Байден ещё не успел окончательно и позорно предать американские интересы и принципы. Эр-Рияд до сих пор настаивал на том, чтобы Израиль дал палестинцам более основательные и твёрдые обещания – однако это совершенно неприемлемо для политических союзников Нетаньяху. Более того, подозреваемый в убийстве журналиста принц выдвинул и другие требования, которые США едва ли встретят с энтузиазмом – например, программа мирного использования атомной энергии (принятая, несмотря на опасность создания ядерного оружия). Впрочем, согласие Сената прогнуться под требования саудовцев вовсе не является очевидным.
Нефть в обмен на индульгенцию
Как бы то ни было, тот факт, что подобный подход рассматривается серьёзно, только иллюстрирует степень извращённости американской внешней политики. нельзя развязывать войну, но нельзя и обещать развязать её, если отсутствует жизненно важный Интерес в этом. В Соглашениях Авраама ничего об этом не сказано. Обозреватель National Review Марк Райт пишет: «Скрытые гарантии безопасности США, предоставленные Саудовской Аравией, за 40 лет не принесли нам ничего кроме горя. На протяжении всех этих лет саудовская диктатура просто играла с нами. Это никогда не отвечало ни нашим ценностям, ни нашим интересам».
Саудовские запасы нефти огромны и ограничены только санкциями со стороны США и нежеланием эксплуатировать собственные источники сверх меры. Израиль – это региональная сверхдержава, обладающая ядерным оружием, и в военном отношении он полностью себя обезопасил – лучше, чем когда-либо. Терроризм – это всего-навсего незначительная угроза, значительно разросшаяся из-за беспорядочного вмешательства Соединённых Штатов в ближневосточные дела. Эр-Рияд и Иерусалим уже сотрудничают в сфере безопасности. Региональная стабильность – своего рода химера, это что-то едва достижимое и далеко не факт, что выгодное. Что же касается опасений по поводу возросшей роли России и Китая в регионе – пусть оно возрастает. Это неизбежный процесс, его невозможно предотвратить разумным способом без прибегания к чрезвычайным мерам, и он никак не будет угрожать безопасности США.
Продвигать демократию тяжело. Продвигать диктатуру – просто ужасно. Вместо этого президенту Байдену стоило бы представлять интересы собственного народа и защищать его. Для этого нужно предоставить саудовцам и евреям самим разбираться с выстраиванием отношений и никогда более не рассматривать Саудовскую Аравию как союзника. Как замечает Хоффман, «Если это касается политики США в отношении королевства, лучше меньше да лучше». Вашингтону нужно перестать приносить в жертву американские интересы ради внешнеполитической чечевичной похлёбки.
*нежелательная в России организация