Переговоры с Путиным стали провалом для Эрдогана, пишет Al Binaa. По мнению автора статьи, президент Турции хочет «откусить больше, чем он в состоянии проглотить». Москва же отстаивает свои интересы и не позволит Анкаре давить на нее.
Пресс-конференция президента России Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана заслуживает отдельного внимания. Для начала напомним, что лидеры провели первую встречу после почти десятимесячного перерыва. Инициатором переговоров выступила турецкая сторона. В рамках переговоров были затронуты пять основных тем: зерновая сделка, украинский конфликт, торговля и энергетика, двусторонние отношения Москвы и Анкары и сирийский кризис.
Из слов Путина становится ясно, что двери для турецких предложений на самом деле закрыты. Он напомнил о выгодных сделках, предложенных Турции, и серьезных проблемах, учиненных Западом. Путин призывает Эрдогана довольствоваться двусторонним сотрудничеством и получаемой от этого выгоды, и не откусывать больше того, чем он в состоянии проглотить. Российский президент отстаивает свои позиции, несмотря на давление со стороны турецкого лидера.
Зерновая сделка – ключевой вопрос на повестке дня Эрдогана. До встречи с Путиным, турецкий лидер неоднократно заявлял о рассмотрении альтернатив Черноморской инициативы, в которых бы Россия не участвовала. Но вскоре Эрдоган понял, что шантаж не работает. Москва продолжала препятствовать выходу украинских кораблей. Контрабандные маневры Украины, Турции и Запада провалились. Тогда Эрдоган предложил «пряник» для России. Турция на деньги Катара закупит миллион тонн российского зерна, переработает его на своих предприятиях в муку и отправит в беднейшие африканские страны. Но это лишь частично удовлетворяет условия Москвы. Российский ответ был предельно понятным: «Обещания Запада, данные России, должны быть исполнены. В этом году мы собрали 130 миллионов тонн зерна, 60 из которых будет отправлено на экспорт». Другими словами, миллион тонн – это незначительная цифра по российским меркам. Москва готова поставлять зерно в беднейшие страны вместе с Анкарой и Дохой, однако это не является альтернативой зерновой сделке. Но это огромный вклад в решение продовольственных проблем африканских стран, отметил Путин. Эрдоган прокомментировал это следующим образом: «Я поделился со своим уважаемым коллегой, что мы готовы провести такие консультации. Мы приготовим новый пакет консультаций с Организацией Объединенных Наций. Считаю, что мы сможем достичь результата в этом плане». При этом президент Турции добавил, что Украине необходимо смягчить свой подход для того, чтобы Россия возобновила работу зернового коридора.
Путин также затронул вопросы, связанные с украинским кризисом. При посредничестве президента Турции была достигнута договоренность, были согласованы проекты документов между российской и украинской делегациями. Но затем Киев отправил их на свалку. А что касается посреднических услуг, то Москва никогда от них не отказывалась. Она прекрасно знает о предложениях и инициативах Турции, Китая, африканских государств и других.
«Мы всегда договаривались о том, что зерновые коридоры, предназначенные для вывоза продовольствия, не должны использоваться в военных целях. А они, к сожалению, используются [в подобных целях] другой стороной — мы это видим. Предпринимаются попытки атак на „Турецкий поток“ и на „Голубой поток“. Наши корабли охраняют эти потоки, эти трубопроводные системы, а их постоянно атакуют, в том числе с помощью беспилотников, которые направляются на эти атаки из украинских черноморских портов», — заявил Путин.
Что касается украинского контрнаступления, Путин заявил: «Это не пробуксовка, это провал». Последовал шаблонный ответ Эрдогана: «Для установления прочного мира и стабильности в нашем регионе мы прилагаем все усилия».