Пт. Янв 3rd, 2025

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Все горят желанием заполучить данные с украинских полей сражений

Данные с украинских полей сражений — это «новая нефть», пишет Wired. Боевые действия столь значительного масштаба создали гигантский массив данных о том, как люди и техника ведут себя под огнем. Для компаний, которые создают оружие, это ценный ресурс и кладезь информации.

Морган Микер (Morgan Meaker)

Глобальные компании предлагают бесплатные продукты, чтобы получить доступ к данным о боевых действиях в реальном времени. Однако украинское правительство намерено сберечь данный ценный ресурс для собственной оборонной промышленности.

Кэмерон Челл в бейсбольной кепке и очках в толстой черной оправе — наполовину военный подрядчик, а наполовину технический руководитель. Прежде его компания Draganfly работала главным образом с экстренными службами в Северной Америке, продавая беспилотники и сопутствующее программное обеспечение для доставки медицинского оборудования или аэрофотосъемки дорожно-транспортных происшествий. Но с февраля прошлого года канадец перенацелил свой бизнес на далекий рынок более чем в 10 тысячах километрах — Украину.

сейчас на Украине работает 40 беспилотников Draganfly, перепрофилированных для поисково-спасательных операций в разбомбленных зданиях, обнаружения сухопутных мин и других военных задач, чьи подробности Челл раскрывать не стал. Компания продемонстрировала свои технологии ВВС Украины, министерству обороны, а также инициативе президента Владимира Зеленского по сбору средств United24. «Нет ветви государственной власти, с которой мы еще не работали или так или иначе не общались», — говорит он. Иногда ему пишут украинские знакомые: дескать, нужен беспилотник для такого-то подразделения, не может ли он пособить? Draganfly, конечно, помогает — причем со скидкой.

С началом полномасштабных боевых действий на Украину хлынула рекой военная помощь. США выделили 39 миллиардов долларов, Великобритания — 37,3 миллиарда, а ЕС — 12 миллиардов. Челл и его компания — тоже участники схватки международных технологических гигантов, устремившихся на Украину за выгодой. Его дела пошли в гору — настолько, что он уже открыл на Украине представительство с четырьмя штатными сотрудниками. Но Draganfly пришел на Украину не только из солидарности или за деньгами. Компании нужны данные.

Вообще, конфликт на Украине открыл для военно-технических компаний беспрецедентные возможности. Масштабы боевых действий и огромное количество развернутых систем вооружения и высокотехнологичных датчиков создали гигантский массив данных о том, как ведутся сражения и как люди и техника ведут себя под огнем. Для предприятий, которые хотят создавать оружие следующего поколения или обучать системы для будущих конфликтов, это бесценный ресурс и кладезь информации.

«

Исходный ИИ-движок у всех может быть вообще одинаковый. Единственное отличие сейчас — это качество входных данных, — объясняет Челл. — Поэтому сейчас важно как никогда, чтобы датчики собирали для дальнейшего ввода правильные данные».

Есть старое набившее оскомину клише, что данные — это «новая нефть». Причем не только из-за их денежной стоимости, но и из-за того, что они послужат подпиткой для экономики будущего. Как большие языковые модели наподобие ChatGPT от OpenAI обучаются на сотнях миллиардов слов, так и военные продукты в сфере ИИ должны обрабатывать огромные массивы данных. Так, производителям беспилотников с функцией автономного обнаружения танков приходится закладывать в программное обеспечение огромное количество изображений: танки в камуфляже, спрятанные в кустах, завязшие в грязи и так далее. При этом программа должна отличить не только военный танк от гражданского трактора, но свой от чужого. Draganfly продает беспилотники с программным обеспечением для обнаружения мин, и персоналу приходится загружать в ИИ тысячи изображений, чтобы система смогла отличить мину от причудливостей ландшафта или скальных выходов.

«

Украина — единственное место в мире, где на сегодняшний день можно получить эти данные», — говорит доцент Центра военных исследований Университета Южной Дании Ингвильд Боде.

Фирмаодин из многих боссов, «челночащих» в зону боевых действий и обратно для испытаний и обучения своих ИИ-продуктов. Немецкая компания Helsing говорит, что ее сотрудники тоже регулярно ездят на Украину. А аналитическая компания Palantir открыла в Киеве офис и предлагает свои услуги на безвозмездной основе. «Задайтесь вопросом, чего ради они это делают? — говорит Боде. — Тому есть целый ряд причин, и бесценные данные, безусловно, — одна из них».

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*