Пн. Ноя 25th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров принял участие в открытии после реставрации памятника жертвам трагедии в селении Дади-Юрт, разгромленном в 1819 году войсками Российской империи во время Кавказской войны. Легендарным эпизодом стала гибель «46 плененных девушек», которые, согласно преданию, во время переправы через Терек бросились в реку, захватив с собой русских конвоиров.

993976

Миф о погибших девушках увековечен в Чечне не только памятником в Гудермесском районе. Ежегодно в сентябре в республике отмечается «День чеченской женщины», который приурочен к годовщине тех же событий.

Если правители хотят жить в мире с соседями, то они подчеркивают исторические события, которые сближают народы, говорят о добрососедстве, союзничестве, братских и побратимских отношениях. Если же они хотят вражды и войны, то говорят только о самом плохом, припоминают и раздувают историю войн, конфликтов, убийств, без конца обмениваются обвинениями.

Присутствие Рамзана Кадырова на открытии памятника женщинам, которые прославились тем, что убили русских солдат, является откровенным демаршем. Современная Российская Федерация абсолютно всеми россиянами воспринимается как преемник Российской империи — даже в большей степени, чем СССР. На это «преемство» призваны указывать, в том числе, трехцветный флаг и двуглавый орел на гербе страны. Поэтому укоры и уколы республиканских националистов в адрес Российской империи автоматически транслируются на современную Россию. Рамзан Кадыров не может этого не понимать, а значит — сознательно идет на такое «национальное» противопоставление.

Увековечивание легенды о «46 девушках» критикуют даже представители соседних с Чечней народов. Так, один из участников форума «Мой Дагестан» предположил, что на самом деле мы имеем дело с раздутым мифом. «Трудно представить, что 46 девушек (довольно много) могли одновременно броситься на 46 закаленных в боях солдат. Не все люди решительные, не все могут действовать так синхронно. Скорее всего, могли броситься две-три девушки, в лучшем случае. И солдаты, которые годами воевали с чеченцами, конвоируя пленных, вряд ли могли так беззаботно расслабиться и позволить, чтобы 46 рослых с саблями наголо солдат упали в ущелье. Скорее всего, какой-то единичный случай старейшины пересказывали раз за разом, добавляя от себя приятные „факты“ о своей доблести (а доблесть на самом деле была со стороны кавказских народов в большинстве описанных русскими историками случаев)», – предположил форумчанин.

Когда национал-фантазерам не хватает исторических легенд, они начинают сочинять. В свое время известный публицист Игорь Пыхалов раскритиковал распространившиеся по Интернету мифы про то, как «чеченский полк» из «Дикой дивизии» во время первой мировой войны разбил придуманную кем-то немецкую «Железную дивизию». Преувеличением оказались и утверждения о многочисленности чеченцев в Брестской крепости в 1941 году. «Я уже не первый раз сталкиваюсь с тем, как вайнахская общественность выдает за „очевидные факты“ собственные выдумки, имеющие к реальности самое отдаленное отношение», – констатировал Пыхалов. Собственно, за эту историческую критику питерского публициста отчаянно не любят в Грозном.

В Чечне любят придумывать поводы возвыситься над соседями — ведь, как известно, комплекс неполноценности в той или иной степени присущ представителям всех малых народов. Иногда выдумки приобретают поистине патологический характер. Так, на чеченских сайтах и в книгах чеченских исследователей можно встретить утверждения, что цари Шумера, Урарту, Трои, Спарты и Рима, вожди норманнов, короли Англии и основатель Руси Рюрик были чеченцами. Абсурдные с точки зрения историков утверждения подаются с безапелляционным видом.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке», – такие утверждения можно встретить в чеченской публицистике. Там же можно прочитать, что славянское слово «король» происходит не от имени предводителя франков Карла Великого, как до сих пор думали историки, а от чеченских слов «къори» и «эла», что означает «божий человек». Английское же обозначение короля «king» якобы происходит от чеченского слова «къонах» – настоящий мужчина, молодец.

Следует отметить, что эти исторические изыски возникли еще в начале 1990-х годов. Правда, не все они сохранились. Так, не удается найти в Интернете исследования чеченских историков о том, что императорская семья Японии тоже происходит от древних чеченцев. А такие утверждения в начале 90-х тоже имели место.

На этом фоне совсем уж безобидными выглядят требования властей Чечни присвоить Грозному звание «Города воинской славы», хотя столица республики в Великую Отечественную войну находилась в стороне от сражений. Как же не присвоить столь почетное звание столице «прародины цивилизации».

«46 девушек» занимают в этом мифотворчестве одну из ключевых ролей. Герои-мученики, а тем более мученицы, нужны любому народу. И неважно – были они в истории или их на самом деле и не было.

Верят ли сами «чеченские историки» и мифотворцы в свои легенды? Тут впору вспомнить восточную притчу про Ходжу Насреддина, который наврал встретившимся ему мальчишкам, что за углом всем желающим раздают яблоки. Увидев, как стая мальчуганов помчалась за угол, Ходжа Насреддин подумал: «Если они бегут с такой прытью, наверно, там и в самом деле раздают яблоки» и сам помчался вослед.

Сначала мифы придумывают для того, чтобы возвыситься в глазах окружающих, а потом и сам выдумщик начинает верить в свои сказки.

Дмитрий Ремизов
Источник: rosbalt.ru

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*