Пн. Ноя 25th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Сочетание агрессивных намерений Мурси в отношении Сирии в совокупности с несколькими пробными шарами от президентских кругов на тему возможного конфликта с Эфиопией, плюс массовые демонстрации против Мурси, организованные Национальным фронтом спасения и движением «Тамарод» убедили военное руководство в том, что некомпетентный и непредсказуемый Мурси, разрушивший свою популярность тем, что в ноябре прошлого года прогнулся под требования Международного валютного фонда, представляет собой неприемлемую угрозу Египту.

Согласно «Вашингтон пост», недовольство египетских военных Мурси, «как сказали бывшие военные чины, достигло пика в июне, когда Мурси дважды поддержал призывы официальных лиц из его окружения к египетской агрессии против Эфиопии и Сирии, что было чревато втягиванием Египта в конфликты, которые он вряд ли мог себе позволить».

Призыв Мурси к священной войне с Асадом прозвучал всего через три дня после того, как госсекретарь США Джон Керри попытался на встрече Кабинета правительства США провести предложение о незамедлительной кампании бомбардировки Дамаска, но был вынужден довольствоваться вариантом, предусматривающим вооружение сирийской террористической оппозиции. Указанное привело многих наблюдателей к выводу о том, что президент Египта действовал в рамках антисирийской стратегии США.

Начало конца первого избранного президента Египта относится к середине июня, когда он посетил конференцию воинствующих исламистов «в поддержку сирийского восстания» на 20-тысячном крытом стадионе в Каире. На фоне исступлённого скандирования и оваций забитого людьми зала Мурси объявил: «Мы решили закрыть сирийское посольство в Каире. Также будет отозван египетский посол в Дамаске. Народ Египта и его армия не оставят сирийцев, пока не будут признаны их права и избрано новое руководство страны».

Пользуясь теперь уже известными двойными стандартами «Братьев-мусульман», Мурси убеждал НАТО ввести над Сирией бесполётную зону. Данная мера повлекла бы за собой многонедельную кампанию воздушных бомбардировок с неизбежно высокими потерями среди сирийского населения. Но затем Мурси изменил свою позицию, осудив внешнее вмешательство в сирийский конфликт и с пафосом утверждая, что «Хезболла должна покинуть Сирию; для Хезболлы в Сирии места нет». На антисирийское сборище Мурси прибыл в сопровождении своих главных советников по внутренней и внешней политике, один из которых – ведущий салафист.

Апофеоз двойных стандартов наступил, когда Мурси провозгласил: «Египетский народ поддержал ливанский народ и Хезболлу во время [израильского] нападения в 2006 году, а сегодня ради Сирии мы выступаем против Хезболлы». По данным «Иерусалим пост» он также заявил, что Сирия является мишенью «кампании массового истребления и запланированных этнических чисток, ведущейся при поддержке региональных и международных сил», под которыми, как утверждают израильтяне, завуалировано подразумевались Хезболла и Иран.

Каирская толпа была разогрета для Мурси такими экстремистскими суннитскими проповедниками как Мухаммед Хасан и Мухаммед Абдель-Максуд (глава Исламского полномочного органа по правам и реформации), оба которых разразились тирадами о «необходимости объявления джихада в Сирии, в котором примут участие сирийцы и все способные к этому мусульмане». Также раздавались призывы к Мурси держать шиитов подальше от Египта, на том основании, что они «нечистые». Шиитами является около 1 процента населения Египта, а христианами-коптами – 10 процентов.

Согласно Irish Times, «на митинге 15 июня суннитские мусульманские клерикалы пользовались словом «неверные», чтобы осудить как шиитов, защищающих с оружием в руках сирийского президента Башара аль-Асада, так и неисламистов, которые противостоят г-ну Мурси внутри страны. Г-н Мурси сам призывал к иностранной интервенции в Сирию против г-на Асада…»

13 июня Мурси посетил собрание сектантов со всего Ближнего Востока, названное ими «Позицией богословов страны в отношении событий в Сирии». Здесь он пообщался с регулярно подстрекающим к насилию против Сирии пылким проповедником Кардави. Это произошло перед примерно 60-миллионной аудиторией его программы «Шариат и жизнь», передаваемой на весь мир из Катара арабской службой «Аль-Джазиры». В этот день прозвучало много разговоров о джихаде против Сирии, который получил косвенное одобрение координатора внешней политики президента Мурси Халеда аль-Казаза. Последний заметил, что египетское правительство не будет принимать каких-либо мер против египетских граждан, которые едут воевать в Сирию, поскольку свобода передвижений гарантируется всегда. По сути, это был призыв к добровольцам.

Египетские генералы предупреждают Мурси: задача армии – защита границ

Военное руководство Египта было глубоко обеспокоено неизбежной радикализацией исламистских ополченцев, которые могли вернуться с войны с правительством Асада в Сирии. Но в первую очередь их тревожила мысль, что Мурси может попытаться развернуть против Сирии значительные силы египетской армии. Они быстро дистанцировались от безрассудного плана агрессии, с которым на митинге 15 июня заигрывал президент. Как сообщает Irish Times, воинственные угрозы Мурси привели к «завуалированной отповеди со стороны армии, которая на следующий день выпустила внешне нейтральное, но жёсткое заявление, в котором подчёркивалось, что единственная роль армии – охрана границ Египта».

Согласно информации, приводимой Irish Times со ссылкой на одного неназванного военного источника и отражающей позицию личного состава армии, «вооружённые силы были крайне встревожены конференциями по Сирии в момент, когда страна проходила через серьёзный политический кризис». Аналитик Международной кризисной группы Ясер эль-Шими подчеркнул, что с точки зрения армии, своим представлением на сирийском слёте Мурси пересёк «красную линию национальной безопасности», подстрекая египтян воевать за границей, и тем самым угрожал породить новое поколение последователей насильственного джихада.

Антисирийский разворот Мурси был глубоко непопулярен и в среде высшей бюрократии египетского правительства, бо́льшая часть которой не советовала ему идти этим путём, сообщила 16 июня Ahram Online. По данным этой газеты, некоторые влиятельные чиновники считали возможный ущерб «необратимым» и рассматривали разрыв дипотношений как «решение, сделанное президентом вопреки рекомендациям высокопоставленных советников государственного аппарата…» В указанном сообщении было также подчёркнуто, что, превознося посреднические усилия Саудовской Аравии и Турции, но демонстративно исключая из процесса Иран, Мурси «сливал» контактную группу из четырёх стран, создать которую для разрешения ситуации в Сирии он сам же и предложил на конференции неприсоединившихся стран в Тегеране в августе прошлого года. «Это попросту бы означало, что Египет решил, что его отношениями с Тегераном придётся пожертвовать ради того, чтобы завоевать поддержку Вашингтона, а может даже и Эр-Рияда, – сказал один источник, процитированный Аль-Ахрам».

Высокопоставленными египетскими госслужащими данные события были восприняты как чрезвычайно зловещие. Как писала «Аль-Ахрам», «Египет, по мнению обеспокоенных кругов египетской бюрократии, сейчас ведут к участию в «опустошительной суннито-шиитской войне», которая может привести к катастрофе в масштабах целого региона. Это имеет отношение не к одной только Сирии, а ко всему арабскому Машрику, в частности к Ливану и Ираку». «Аль-Ахрам» указала на возможный дополнительный корыстный мотив Мурси и его контролёров среди «Братьев-мусульман»: «Сейчас Египет на протяжении нескольких недель пытается растопить лёд в отношениях с Саудовской Аравией в надежде выпросить отчаянно необходимую финансовую помощь. С момента начала в Сирии восстания, а тем более после вступления в войну на стороне правительства Асада «Хезболлы», Саудовская Аравия подходит к событиям в этой стране со строго сектантских позиций».

В стране вроде сегодняшнего Египта переворот – не то мероприятие, которое можно проводить, не подумав о последствиях. Но одним соображением, которое могло бы оправдать подобный переворот, является крайняя необходимость не допустить того, чтобы такой непредсказуемый и некомпетентный правитель как Мурси впутал страну в гибельную войну за границей. Чтобы быть способной так своевременно и решительно отреагировать на речи Мурси о войне, египетская армия должна иметь в своём составе офицеров исключительного ума и решительности, наделённых тем качеством, которое Макиавелли называл virtu (итал. доблесть, добродетель; прим.), а Клаузевиц – Entschloßenheit (решимость; прим.). (После увольнения в 1951 году генерала Дугласа Макартура указанное качество большей частью исчезло из офицерского корпуса США). Поэтому мы можем не без оснований надеяться, что великая традиция президента Насера жива среди руководства египетской армии и госаппарата.

 

Левое движение «6 апреля» (или «Демократический фронт») высказало мнение, что Мурси действует в качестве инструмента антисирийской кампании США, указав в заявлении, что «решение открыть путь для джихада исходит из Вашингтона, спонсируясь… салафистскими шейхами». Ассоциация анти-мурсистстских сил «Тамарод» добавила к этому, что «выступление Мурси обнаруживает, что сирийское дело было передано от Катара Саудовской Аравии и Египту, а Мурси руководствуется директивами Америки».

Роковой съезд, который посетил Мурси, проводился при поддержке «Хизб эль-Асала» (салафистской партии, состоящей из ряда видных проповедников-салафистов), Исламского полномочного органа по правам и реформации и Руководящего бюро «Братьев-мусульман», т.е. собственных контролёров Мурси. Ещё одним покровителем было движение «Гама Исламия»

Поскольку Мурси встречал со стороны центристов и левых всё более и более враждебное к себе отношение, в ходе последней фазы он попытался заручиться поддержкой салафистов и других доктринерских и благочестиво-показных сил справа. Так, губернатором провинции Луксор, места нахождения Долины царей, храма в Карнаке и одного из величайших центров мирового туризма, он назначил «отставного террориста» аль-Хаята из «Гама Исламия». В результате теракта 1997 года погибло около 70 иностранных туристов, которые стали жертвами расчётливого убийства, совершённого в рамках кампании, призванной отбить у неверных иноземцев охоту ездить в Египет. Хаят был членом политического крыла «Гама Исламия», и вряд ли его назначение имело целью стимулирование туризма.

С тех пор, как 5 июня пал опорный пункт сирийских повстанцев Кусейр, агрессивные круги, в которые входят Кэмерон, Хейг и режим бритнских тори, вишистские социалисты Олланд и Фабиус, израильтяне, фракция американских неоконов и госсекретарь Керри, настаивают на незамедлительных боевых действиях против Сирии, чтобы спасти от нависшего над ними теперь поражения силы международного терроризма, прибывшие туда с таких далёких краёв как Чечня и Афганистан. Указанные усилия включали попытку «холодного» или дворцового переворота, предпринятую Керри 12 июня во время совещания Кабинета Белого дома, когда его требование начать бомбардировку Сирии было заблокировано совместными усилиями военных и сторонников Обамы, среди которых был председатель объединённого комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси. Основной проблемой агрессоров до настоящего времени является отказ Обамы начать крупномасштабную кампанию бомбардировок с использованием нескольких сотен самолётов, за которой, по всей вероятности, должно последовать вторжение силами нескольких танковых и пехотных дивизий – мероприятие, которого США попросту не могут себе позволить.

Агрессивные силы попытались обвинить сирийское правительство в использовании химического оружия. Они также поддержали дозированный слив информации вокруг мнимого разоблачителя АНБ Эдварда Сноудена, краткосрочный эффект которого состоял в том, чтобы ослабить поддержку Обамы в его собственном либеральном лагере, а также обрубить его связи с европейской частью НАТО, что должно сделать Белый дом более восприимчивым к англо-французскому давлению в поддержку войны. Были попытки подтолкнуть Турцию к нападению на Сирию, но осаждённый режим Эрдогана теперь твёрдо решил не выходить в этом проекте на первые роли.

С провалом антисирийского египетского гамбита Лондон, Париж, Тель-Авив, неоконы и Туманное дно (прозвище Госдепартамента США, произошло от названия местности – осушенного болота, где было возведено здание этого ведомства; прим.) должны быть на грани полной истерики. Таковы обстоятельства, в которых прямой и явной угрозой становится возможность нового инцидента в Тонкинском заливе или нового теракта под чужим флагом, вина за который должна лечь на Сирию, Хезболлу и их союзников.

Дружки Мурси обсуждают удары по Эфиопии

Египетские военные не рвутся к вооружённым интервенциям за границей. Исключением было участие Египта в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». Но после этого Египет отказал США в просьбах отправить войска воевать в Афганистане в 2001 году и Ираке в 2003-м.

Весной этого года обострилась напряжённость в отношениях между Египтом и Эфиопией. Причиной стало объявление Адис-Абебой о своих намерениях построить на Голубом Ниле плотину, что у кое-кого в Египте вызвало беспокойство в связи с будущим водных ресурсов ниже по течению. 2 июня, в присутствии Мурси, исламистские политики бездумно обсуждали, как вывести плотину из строя – путём финансирования эфиопских повстанческих групп, вслед за чем должен был последовать авианалёт египетских ВВС. Эта провокационная дискуссия передавалась в прямом телеэфире, о чём сами её участники не были в курсе. Многие продолжительное время наблюдали, как Мурси не отвергал эти предложения неприкрытой агрессии, а наоборот, прокомментировал их впоследствии в том духе, что «все варианты открыты».

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*