Сообщения из района Челябинска порой принимают апокалиптическую тональность: «сотни раненных», «пострадали восемь районов Челябинской области», «причинены значительные разрушения», «на месте работают сотрудники МЧС». Воображение рисует дымящиеся руины, бывшие когда-то городскими постройками, пытающихся выбраться из под обломков людей в разорванной одежде со следами крови на лице, разбирающих завалы спасателей в касках и форменной одежде, и над всем этим кошмаром низкое небо, мрачность которому дополняют ползущие по нему языки копоти. В общем, все, как положено в голливудском фильме про конец света.
Реальность, как это нередко бывает, намного проще и прозаичнее. Упал крупный метеорит (болид) или небольшой астероид. Кое-где в Челябинске вылетели стекла, которыми поранило людей. Сколько – еще предстоит уточнить, хотя российская пресса назвала уже цифру более 1000 человек. Столько обратились за помощью с мелкими порезами и ушибами.
Из построек больше всего пострадал цинковый завод, которому снесло крышу и повредило стену. Впрочем, на работе предприятия это не отразилось, и оно продолжило функционировать в обычном режиме. Плюс еще на какое-то время пропала мобильная связь. Вот, вроде бы, и все. Правда, по предварительным оценкам ущерб от падения метеорита составил миллиард рублей.
Что упало – то пропало
Увы, это наблюдение нередко относится к посещающим Землю «гостям» из космоса. Самое крупное из зафиксированных в новой истории «посещений» – падение в тайгу Тунгусского метеорита в 1908 году не оставило для исследования ничего, кроме тысяч квадратных километров поваленных и обожженных деревьев.
С Сихотэ-Алиньским метеоритом, упавшим в 1947 году на территории Приморского края, ситуация немного «получше». Искатели до сих пор находят на месте его падения железные осколки (район падения охраняется ими, как золотая жила, ибо осколки эти покупают любители космических сувениров за весьма большие деньги).
Что касается челябинского метеорита, то в российских СМИ уже проскальзывали сообщения о том, что на территории челябинской области уже якобы обнаружены его обломки. Информация эта пока не подтверждена, но шансы что-то найти есть. Ведь падение было зафиксировано многими камерами наружного наблюдения. По этим данным можно будет установить траекторию полета болида и с большой точностью определить то место, куда он упал.
То, что людям удается найти на Земле, зависит не только от размеров метеорита (понятно, что чем он больше, тем меньше шансов у него полностью сгореть в атмосфере). Метеориты бывают каменные, железные и железно-каменные. Есть еще своего рода «снежки» – остатки кометы.
Они представляют собой смерзшуюся массу изо льда, камней, железа, а возможно и камней и железа одновременно. Поскольку подобный метеорита состоит во многом изо льда, то он, несмотря на свои большие размеры и массу намного вероятнее разрушится в верхних слоях атмосферы, чем его значительно меньшие по весу и объему собратья, состоящие из железа и камней.
Если над Челябинском взорвался именно такой «снежок», то шансов найти что-либо от него будет не так и много. Если каменный, железный, или железно-каменный, то вероятность найти его фрагменты на земле будет выше. Именно неясность, из чего был «сделан» челябинский метеорит, и не позволяет пока оценить его массу и размер. Считается, правда, что метеориты, или правильнее сказать мелкие астероиды до 30 метров в поперечнике, как правило, разрушаются в плотных слоях атмосферы, не долетая до земли.
А если он все-таки долетит?
Буквально несколько часов назад мимо Земли прошел 50-метровый астероид 2012DA14. В точке наибольшего сближения с нашей планетой его отделяло от нее всего 28 000 километров, или на 8 000 километров меньше, чем от любого из геостационарных спутников. Этот астероид был, очевидно меньше, чем челябинский, но что случилось бы, если б он упал на нашу планету?
По оценкам ученых, 50-метровые астероиды падают на Землю не чаще одного раза в 750-800 лет (хорошие новости). Но вот если упадет, то выделит при соприкосновении с планетой не меньше 3 000 000 тонн тринитротолуола – ТНТ, или 188 «Хиросим» (плохие новости). Для сравнения: мощность взрыва Тунгусского метеорита оценивается в диапазоне от 3-х до 20 миллионов тонн ТНТ (все-таки ближе к хорошим новостям, ибо человечество благополучно пережило «тунгусскую «бомбардировку»).
Но если бы Земле угрожали только 50-метровые астероиды.
В истории Земли было, по меньшей мере, 5 массовых вымираний живых существ, населявших ее. Самое недавнее, происшедшее 65,5 миллионов лет тому назад, связывается большинством ученых с падением 10-километрового астероида в районе деревни Чикскулуб, расположенной на территории полуострова Юкатан.
Взметнувшиеся в небо обломки небесного тела вперемешку с миллионами тонн земной породы, копоть от возникших пожаров, окутали нашу планету плотной пеленой из дыма и пыли. Это значительно сократило попадание на поверхность Земли солнечного света и тепла, в результате чего наступило резкое похолодание, которое не смогли перенести теплолюбивые динозавры. И хотя не все ученые согласны с этим объяснением гибели гигантских ящеров, несомненно одно – столкновение Земли с астероидом может привести к весьма серьезным последствиям.
По своим масштабам они будут зависеть от размеров небесного тела: 100 метров в поперечнике – может быть разрушен большой город типа Нью-Йорка, Мехико, или Пекина. 300 метров – серьезная угроза уже для целой страны размером с Францию, или Италию. 1000 метров и более – разрушения могут носить уже планетарный масштаб.
К счастью, астероиды своими размерами превышающие километр сталкиваются с Землей не чаще одного раза в несколько миллионов дет. А если говорить о таких гигантах, как Ганимед (40 километров в поперечнике), то вероятность столкновения с ними оценивается, как один раз в 20 миллионов лет. Однако, и 100-метровые астероиды, которые по предположениям ученых падают на Землю не чаще одного раза в тысячу лет, могут наделать на ней, как уже отмечалось, немало бед.
Впрочем, хотелось бы все-таки закончить «хорошими новостями». Вероятность падения небесных «обломков» на Землю в нынешние времена заметно меньше, чем тысячелетия, или миллионы лет назад, ибо ее планеты-соседи выполняют роль «чистильщиков», постепенно притягивая к себе «строительный мусор», оставшийся со времени создания Солнечной системы.
Будем защищаться
В настоящее время рассматриваются пять основных способов борьбы с астероидно-кометной опасностью. Первый был весьма образно представлен в фильме «Армагеддон» – уничтожить астероид с помощью доставленного на его поверхность ядерного устройства. Правда, результатом этого взрыва станет лишь то, что вместо одного большого астероида к Земле устремятся несколько обломков меньшего размера, поэтому подвиг Брюса Уиллиса в реальной жизни, увы, не спас бы Землю. Остальные четыре способа более щадящие для небесного «осколка» – не взрывать его, а просто увести с траектории столкновения с Землей.
Среди них первый – ударить астероид рукотворным объектом (способ этот был опробован в 2005 году, когда НАСА целенаправленно таранило комету 9P/Tempel c помощью космического аппарата «Проникающий удар» с целью анализа кометного вещества). Второй – разбить об астероид «бочку» с краской, сделав так, чтоб одна его половина была бы более темная, чем другая. В этом случае сработает «эффект Ярковского» (названный так по имени русского инженера, который открыл его в начале прошлого века). Темная сторона будет нагреваться больше, а следовательно больше излучать инфракрасных волн, которые, выполняя роль микроракетных двигателей, постепенно сведут астероид с траектории столкновения с Землей.
Третий способ – доставить на астероид и закрепить на его поверхности «буксир» в виде двигательной установки (или солнечного «паруса»). Кстати, концепция этого способа также была уже опробована на практике. В 2001 году на астероид Эрос совершил посадку американский автоматический аппарата «Шумейкер», а в 2005 году японский зонд «Хайабуса» не только опустился на поверхность астероида Итокава, но и взял образцы его вещества, после чего благополучно вернулся на Землю в июне 2010 года.
И, наконец, пятый способ, – весьма экзотический – вывести на орбиту вокруг астероида какое-нибудь рукотворное небесное тело, которое своим гравитационным воздействием изменит траекторию его полета. Техническая возможность осуществления данного варианта будет проверена в ходе миссии космического аппарата НАСА Dawn ( в переводе с английского – «заря»). В 2011—2012 годах Dawn крутился по орбите вокруг астероида Веста – первого по массе и второго по величине из известных астероидов (первый – Паллада), после чего направился к карликовой планете Церера, вокруг которой должен начать кружение в 2015 году.
Из всех этих способов наиболее приемлемыми являются те, которые связаны с внешним механическим воздействием на астероид, то есть либо ударить его, столкнув тем самым с опасной траектории, либо увести его с нее с помощью «буксира». Причем, у «буксира» явное преимущество, связанное с возможностью более точно и длительно выдавать желаемый импульс, а также корректировать его направление.
Что реально делается?
Пока немного. В авангарде борьбы с астероидной опасностью идут в настоящее время США. Причем, даже там речь идет о некоей координации усилий по обнаружению и отслеживанию астероидов разными американскими организациями, связанными с исследованием и изучением космоса, чем о создании большого, финансово обеспеченного и технически вооруженного ведомства для решения этой задачи.
Данная координация осуществляется в рамках программы «Спэйсгард» (Spaceguard). Одной из ее целей было обнаружить к 2008 году 90% астероидов диаметром от 1 километра и более, которые могут потенциально угрожать Земле. Программа получала довольно скромное финансирование. Рассматривается вопрос о продолжении поисков потенциально опасных астероидов теперь диаметров не менее 140 метров с целью обнаружить, по меньшей мере 90% из них к 2028 году. Правда, достижение этой цели потребует выделение из бюджета США суммы в районе 250-450 миллионов долларов.
Создана «Оперативная группа по планетарной защите» и в рамках НАСА.
В России также не обходят стороной эту проблему. В июне 2010 года в Российской академии наук (РАН) прошло совместное заседание Президиума Научно-технического совета Федерального космического агентства и Бюро Совета РАН по космосу с повесткой: «Об организации работ по решению проблемы астероидно-кометной опасности». В выступлениях участников совместного совещания Президиума Научно-технического совета Роскосмоса и Бюро Совета РАН по космосу отмечалось, что:
–Согласно современным представлениям, угроза столкновения Земли с угрожающими телами (астероидами и кометами) размером более 50 метров представляет серьезную проблему.
– Общий масштаб угрозы оценивается достаточно уверенно, однако степень надежности предупреждения о конкретной угрозе неприемлемо мала, поскольку пока не создана достаточно мощная система обнаружения опасных космических тел.
С целью решения этих задач было предложено разработать и выполнить соответствующую Федеральную целевую научно-техническую программу (ФЦНТП). Эта программа должна включить в себя создание национальной системы обнаружения и изучения опасных тел, выработку критериев надежной оценки риска, создание системы противодействия и уменьшения ущерба от падения крупных небесных тел. Основные усилия предполагается сосредоточить на двух главных направлениях: создавать специализированные телескопы космического базирования и космические комплексы для изучения космических тел на месте (то есть аппараты для полетов к астероидам).
Правда, с учетом того, что падение цен на нефть и газ представляет куда более серьезную опасность для выживания российского государства, чем падение на его территорию астероида, никаких реальных мер в России в отношении асероидной угрозы пока не предпринимается.
Итог: следим, готовимся, не паникуем
Астероиды и метеориты падали на Землю всегда. Просто раньше, когда на Земле было значительно меньше людей, меньше городов и рукотворных построек вероятность ущерба, который мог причинить цивилизации небесный «осколок» была ничтожно мала. Астероидов и метеоритов, как уже отмечалось в статье, стало в Солнечной системе в целом меньше, но зато на Земле стало больше мест, где их падение может оставить серьезную «рану» на теле человечества.
И все же оснований для паники нет. Нужно помнить, что у людей уже есть технологии, чтобы создать «буксиры» (или «толкачи»), способные увести астероид с опасной для Земли траектории. Главная задача состоит в том, чтобы вовремя разглядеть объект, выехавший на «встречную полосу». Тогда будет время, чтобы столкнуть его оттуда в «кювет», где он не будет представлять никой опасности для Земли, двигающейся в своей «полосе».
И конечно, создание такой комплексной системы для своевременного обнаружения и увода астероидов от Земли – дело не одного государства, а всего международного сообщества, никакой член которого не гарантирован от получения «подарка» наподобие челябинского.