Можно ли назвать эпическим героем Чичикова?
Наша главная цель поэтому состоит в установлении внутренних, органических тенденций к канонизации важнейших элементов скальдической формы и, насколько это возможно, рассмотрении их эволюции. При этом, как и в предшествующей главе о поэтическом языке, главное внимание уделяется до сих пор не исследованному вопросу о том, как происходило формирование и развитие основных скальдических канонов. Принято считать, что складывание всех поэтических канонов скальдов остается вне поля зрения исследователей. Действительно, даже в своих архаических образцах скальдическое искусство предстает перед нами вполне совершенным и на протяжении своего пятивекового существования отличается чрезвычайным консерватизмом.
Единственной формальной особенностью стиха скальдов, становление которой происходит уже в историческое время, оказывается скальдическая рифма — хендинг. На протяжении IX-X вв. на наших глазах строится детализованная система (45) дистрибутивных правил (определяющих фономорфологический состав и расположение хендингов), которая предстает в законченном виде только к XI в. в поэзии «главных скальдов»: Сигвата, Тьодольва и др. Как уже было сказано, основные функциональные факторы канонизации хендингов в скальдическом стихе составляют: демотивация ударения, вызывающая необходимость в его формальных показателях (дополнительных по отношению к аллитерации); разделение на части долгой строки и возникновение новой стиховой единицы — краткой строки, диктующее потребность в появлении звукового повтора, который замкнут ее пределами; сочинение на тему моя книга
формализация звуковых повторов, устанавливающих фонетическое тождество безотносительно к смысловому подобию и, тем самым, навсегда порывающих с традицией аллитерационного стиха.
Выделенные функциональные закономерности показывают органичность и обусловленность появления и развития хендингов изменениями внутренней структуры стиха и делают возможной проекцию динамики, доступной наблюдению благодаря данным эволюционного исследования канона хендингов, на скальдическое стихосложение в целом. Свойственные ранней поэзии скальдов отклонения от канонов, зафиксированных в классическом стихе, могут, таким образом, быть рассмотрены как характерные черты более ранних ступеней развития скальдической техники, позволяющие наметить основные этапы ее эволюции и проследить процесс ее постепенной регламентации.
Как уже говорилось, становление канона хендингов связано с появлением основной единицы скальдического стиха — краткой строки. С канонизацией хендингов довершается ее обособление в стихе скальдов. Вполне понятно поэтому, что в тех поэтических формах, где краткая строка еще не выделилась в качестве автономной метрической единицы, хендинги не применяются. Такие размеры, как квидухатг (kviðuháttr от kviða — «эпическая песнь» и háttr — «размер»), льодахатт (ljouðaháttr от ljoð — «песнь, заклинание» и háttr — «размер»), малахатт (málaháttr от mál — «речь» и háttr — «размер») и форнюрдислаг (fornyrðislag от forn — «древний», orð — «слово» и lag — «размер»), остаются по существу «эддическими» размерами (46) и тогда, когда они используются скальдами (см. ниже). Для них характерны не только более свободная расстановка аллитерирующих слогов и варьируемое сочинения мастер и маргарита
число слогов в кратких строках, но и отсутствие внутренних рифм, причинно связанное с сохранением в этих размерах единства долгой строки.
Некоторые чисто скальдические размеры, например, хрюнхент, тёглаг и хадарлаг, тоже менее показательны для исследования эволюции скальдического стихосложения, чем дротткветт. Рассмотрим, тем не менее, каждый из них более подробно.
Хрюнхент (hrynhent, также hrynhendr háttr, hrynhenda, hrynjandi háttr от дисл. глагола hrynja — «течь, литься») — наиболее широко распространенный размер после дротткветта и чаще всего применяющийся в XIV в. Как и в дротткветте, строфа хрюнхента состоит из восьми строк, однако в отличие от дротткветта каждая строка имеет одну добавочную хореическую стопу и ритмически приближается к четырехстопному хорею. Распределение рифм в хрюнхенте совпадает с дротткветтом: консонанс — в нечетных кратких строках, полная рифма — в четных, окончание строки тоже всегда «хореическое». Несмотря на то, что теоретически в хрюнхенте возможны те же ритмические вариации, что и в дротткветте (например, sǫnn veittuz ok, várir menn hafa, trúi ek enn at, get ek at svá, kvað), в действительности в этом размере преобладает хореическое чередование ударных и безударных слогов. Отмечая большее ритмическое однообразие хрюнхента по сравнению с дротткветтом, Андреас Хойслер объяснял эту особенность влиянием предназначенной для пения латинской гимнической поэзии, в которой преобладающим размером был четырехстопный хорей (ср., например, ymnum dicat turba fratrum / ymnum cantus personet) (47).