В 1624 году живущий в Лондоне голландец Корнелиус ван Дреббель построил первую субмарину. Она в век деревянных кораблей тоже имела деревянный корпус, герметичности которого добивались, обтягивая его промасленной кожей. Для погружения подводной лодки под воду специальные меха заполняли заборной водой. Подводная лодка плавала по Темзе на глубине 4—5 метров, и на ней несколько лет катали пассажиров. Двигалась она по реке при помощи двенадцати гребцов, которые гребли веслами.
Теперь, во дворе музея голландского города Алкмар экспонируется современная реконструкция субмарины, успешно испытанной 390 лет назад.
Представьте себе, как тяжело это было: весло надо было повернуть в уключине так, чтобы лопасти, двигаясь против движения лодки, оказывали наименьшее сопротивление, затем повернуть еще раз, чтобы лопасти загребали воду, рвануть весла на себя и вновь повторять все с начала.
К.Дреббеля можно считать характерным для эпохи Ренессанса «homo universalus» – исследователем, изучавшим многие отрасли науки. После окончания академии Харлема он стал мастерским гравером, хорошо разбирался в физике и химии. Его первая самостоятельная работа – оборудование фонтана на городской площади. В качестве изобретателя он прославился только после того, как изобрел микроскоп с двумя выпуклыми линзами, сконструировал систему кондиционирования воздуха и несколько других механизмов.
После того, как английский король Яков I пригласил в свою страну наиболее выдающихся исследователей Европы, в 1604 году туда отбыл и К.Дреббель.
Адмиралтейство не заинтересовал
В Англии К.Дреббель стал сотрудником Бюро амуниции, которое занималось вооружением и создавало секретное оружие. Ему пришлось иметь дело в основном с Британским королевским военным флотом. Интересуясь работами предшественников, К.Дреббель обнаружил книгу бывшего артиллериста военного флота, известного английского математика Уильяма Борна (1535–1582) «Inventions of device» («Изобретение приборов»), в которой описывался принцип подводной лодки. Автор предполагал, что это может быть деревянный каркас, обтянутый кожей.
В 1620 году ван Дреббель построил первую небольшую лодку. Опыты с ней были настолько удачны, что в следующие годы им были построены еще две лодки, уже значительно большей величины. На одной из них опускался и плавал под водою (по Темзе) сам король Яков. Известный английский химик Роберт Бойль, описывая это подводное плавание короля Якова, говорит, что лодка вмещала 12 гребцов и до восьми пассажиров и в продолжение нескольких часов плавала под водою, на глубине 15 футов (4,6 метра). Описания лодки Дреббеля не существует; известно, что она была построена из дерева и для водонепроницаемости обтянута снаружи промасленной кожей. Каким именно способом вызывалось погружение лодки в воду, неизвестно, а движение она получала от весел, пропущенных в плотно завязанные кожаные рукава.
Судя по сохранившимся описаниям, подводные лодки К.Дреббеля не единожды были успешно испытаны на Темзе. Говорится, что они проплыли под водой от Вестминстера до Гринвича на глубине 4–5 м, на веслах гребли несколько членов экипажа. Легенда гласит, что среди них был и король Англии Яков I. Но даже королю не удалось пробудить у Адмиралтейства интерес к подводной лодке.