Генерал Дуайт Эйзенхауэр находился на Мальте как верховный главнокомандующий экспедиционными войсками союзников в Западной Европе. Он же руководил здесь операцией «Хаске» (высадка союзных войск на Сицилию) в 1943 году.
Бункер Ласкариса (его часто называют также «Убежищем Ласкариса», по-английски – Lascaris War Rooms) представляет собой систему средневековых туннелей в толще скалы, на которой стоят одноименные бастионы Валлетты. Крышей бункера служат Верхние сады Барракка.
В годы Второй мировой войны, когда Мальта, благодаря своему стратегическому местоположению в Средиземноморье, подверглась ожесточенным бомбардировкам итальянских ВВС, эти туннели были частично переоборудованы под подземный штаб-убежище генерала Эйзенхауэра.
Генерал Роммель умолял Гитлера покончить с Мальтой. Она мешала его действиям в Северной Африке, торчала посреди Средиземного моря как кость в горле, мешая подвозу подкреплений и боеприпасов. Немцы пытались разбомбить бункер Эйзенхауэра с невероятной яростью. Порой по пять раз на дню заходили бомбардировщики на Ла-Валетту(Lavaletta — главный город о-ва Мальты, некогда твердыня ордена иоаннитов, получившая название от великого магистра Жана де Лавалетт). Две трети города были обращены в руины. День 15 августа 1943 г. помнят здесь как день Спасения. Именно тогда завершилась операция «Пьедестал», когда из Англии на осажденную Мальту, умиравшую от голода, пробились пять кораблей с продовольствием, бензином, боеприпасами. Остальные были потоплены фашистскими самолетами и подводными лодками. Король Англии наградил остров-герой Георгиевским крестом за мужество и стойкость.
Однако бомбы не смогли нанести вред глубокому подскальному убежищу. Чаще всего они попадали, почему-то в оперный театр. Его разбитые стены и обломки колонн и поныне торчат в центре столицы как живая память о той войне.
Трудно заподозрить в зеленом скверике на береговой круче, откуда открывается великолепный вид на столичные бухты и старинные форты, крышу секретного бункера. Об этом говорят разве что всезнающий гид да бронзовый бюст Черчилля, совсем неспроста установленный на этом месте. Не кто иной, как британский премьер назвал Мальту "непотопляемым авианосцем". Правда, остров больше всего походил тогда на огромную наковальню, по которой изо дня в день молотили фугасные авиабомбы. Тем не менее с мальтийских аэродромов во Вторую мировую войну регулярно взлетали британские самолеты, докеры принимали, разгружали, ремонтировали боевые корабли, а в подземелье острова шла кропотливая штабная работа.
Для того, чтобы попасть в бункер нужно обойти вокруг скалы по крутым улочкам Ла-Валетты, пройти сквозь аркады средневековых бастионов по бессчетным лестничным маршам, на самое дно обустроенного ущелья и вот он, невысокий сумрачный вход. К холодным стенкам тесаного камня примкнуты откидные койки, на которых ночевали когда-то солдаты подземного караула. Скупые огоньки уводят все глубже и глубже — через низкосводчатые коридоры, переходные площадки, тамбур-шлюзы. Наконец, последняя броневая гермодверь — и в переди вполне уютный ярко освещенный холл. В годы войны здесь строжайшим образом проверялись документы входящего, теперь — входные билеты. Отремонтированный бункер работает как музей.
Высокие своды — порой до четырех метров, широкие коридоры, стальные трапы. В одном из отсеков — подземный гараж с заправленным «виллисом» наготове. Из бункера есть прямой выезд на поверхность.
К своду главного коридора подвешена итальянская морская контактная мина типа «J». Рядом подсвеченная диорама: налет итальянских взрывающихся катеров на железнодорожный мост через бухту.
Центральный — оперативный — зал бункера напоминает патио итальянского дома: во «дворик» выходят окна-балкончики кабинетов верховного главнокомандующего экспедиционными войсками, а также командующими видами войск — генерала Александера, адмирала Каннигхэма и маршала авиации Теддера.
Кабинет Эйзенхауэра по-спартански прост: черный стол, за ним стул, в углу — американский флаг и вид на огромную карту Сицилии. Из всех келий эта карта превосходно видна. К ней приставлена лесенка-стремянка. На ней оператор-манекен готовится передвинуть условный значок корабля...
no images were found
Внизу — огромный стол-планшет надводной и воздушной обстановки. Девушки в наушниках передвигают деревянными лопаточками — точь-в-точь как у крупье казино — макетики кораблей и самолетов. Они делали это поминутно, получая информацию из центрального узла связи.
Восковые фигуры в настоящих униформах за шифровальными столами, штабными картами, телефонными пультами безмолвно разыгрывают историческую драму — война вокруг Мальты. Однако, безмолвие относительное: из динамиков — рев фашистских самолетов и разрывы бомб... Керосиновые лампы с электрическими язычками «пламени» помигивают в такт взрывам очень натурально.
На выходе из бункера Эйзенхауэра посетителей провожает плакат с красноречивыми словами: «Уходя отсюда, помните: за ваше завтра мы отдали свое сегодня».