Свой первый по-настоящему новый самолет ОКБ Микояна выдаст в ближайшие десятилетия, пишет Military Watch. Эти перехватчики смогут развивать гиперзвуковую скорость и будут заточены под перехват целей в космосе и уничтожение спутников.
Всю холодную войну считалось, что ОКБ им. А.И. Микояна делает лучшие в СССР реактивные истребители и перехватчики для воздушных боев. Их самолеты впервые произвели мощное впечатление во время войны в Корее, когда Запад раз за разом приходил к выводу, что МиГ-15 превосходит самый боеспособный истребитель западного блока, американский F-86, а остальные западные истребители по сравнению с ним и вовсе устарели. В то время Советы развернули еще более боеспособный МиГ-17, который обеспечил бы им еще более комфортное преимущество, но использовать его на корейском фронте не стали. Зато МиГи-21, поступившие на вооружение в 1959 году, участвовали в боях уже по всему миру: от Северной Кореи и Вьетнама, где они сбили в 1960-х годах немало американских истребителей, до крупных фронтов на Ближнем Востоке, где они были развернуты в Ираке, Египте и Сирии. Его преемник МиГ-23, поступивший на вооружение в 1970 году, несмотря на сложную историю быстро стал претендентом на звание самого мощного в мире одномоторного истребителя — по скорости, рабочей высоте и электронике у него почти не было соперников в его весовой категории.
Первые МиГи четвертого поколения, средний двухмоторный истребитель МиГ-29 и тяжелый перехватчик МиГ-31, поступили на вооружение в 1982 и 1981 годах соответственно и стали пионерами мировой авиации. Конструкторское бюро планировало выйти на новые высоты в 1990-х годах благодаря революционным разработкам, в первую очередь это истребитель пятого поколения МиГ 1.42 и перехватчик МиГ-31М, однако Советский Союз распался и сбыться этим планам было не суждено.
С тех пор МиГ не производил ни чистых истребителей, ни перехватчиков из-за неважного состояния промышленной базы и экономики постсоветской России, но вкладывался в модернизацию советских конструкций, от которых по-прежнему сильно зависят Россия и ее клиенты. Среди них оказались МиГ-31 и МиГ-29 ВВС России, хотя их количество на вооружении резко сократилось с 2000-х годов в пользу модификаций тяжелого истребителя семейства Су-27, разработанного ОКБ Сухого, а также символической партии в полдюжину МиГ-35, принятых на вооружение в 2019 году.
И если самолеты Сухого на сегодняшний день производятся на трех заводах, то МиГи — на одном единственном предприятии. Авиазавод «Сокол» изготавливает истребители МиГ-29М на экспорт в Египет и Алжир, а ранее делал их военно-морской аналог МиГ-29К для ВМФ Индии и России. На той же производственной линии производится МиГ-35 — эта близкородственная модификация едва отличается планером. МиГ-29М сам по себе — расширенный вариант МиГ-29 с совершенно новой авионикой, датчиками и вооружением, более мощными двигателями, увеличенным запасом топлива и планером из более современных композиционных материалов. Однако в основном завод «Сокол» занят модернизацией обширного парка планеров МиГ-29А советских времен для экспортных заказчиков по всему миру, — причем многие из них еще не собраны.
Российские ВВС от прежних планов глубокой модернизации своего парка в значительной степени устаревших МиГ-29 отказались, однако относительно низкая стоимость этих старых самолетов вкупе с большим предложением стали залогом их популярности на экспортных рынках. Пакеты модернизации МиГ-29СМТ и УПГ оказались наиболее амбициозными, с почти идентичной МиГ-29М авионикой и теми же двигателями, но увеличенным запасом топлива, и поступили в значительных количествах в Индию, а также Сирию и Ливию в качестве помощи. Будущее производства МиГ-29 на «Соколе» остается под вопросом, несмотря на рост экспорта в Египет и Алжир. Ожидается, что в той же весовой категории и ценовом диапазоне с МиГ-29М/35 будет конкурировать представленный в 2021 году истребитель-невидимка Су-75 Checkmate («Шах и мат»).
Помимо МиГ-29, предназначенного в первую очередь на экспорт, завод «Сокол» получил бóльшую часть внутренних контрактов на модернизацию МиГ-31, который остается самым быстрым и тяжелым истребителем-перехватчиком своего поколения. МиГ-31 стал пионером в интеграции РЛС с электронным сканированием для ведения воздушного боя — на 20 лет раньше любого другого серийного самолета — и до сих пор служит опорой российских ВВС, особенно в защите Арктики. Несмотря на свой возраст, самолет считается самым мощным в российском флоте с точки зрения воздушных характеристик из-за обширной модернизации авионики, датчиков и вооружения. Варианты МиГ-31Б и БС были модернизированы с начала 2010-х годов до стандартов МиГ-31БМ и МиГ-31БСМ, получив одну из самых мощных РЛС в мире «Заслон-М». Она может захватывать цели в виде крылатых ракет и другие малоразмерные объекты с больших расстояний, а также наводить ракеты Р-37 класса «воздух — воздух» на цели в пределах 400 км.
Модернизация подразумевает не только продление срока службы, но и разработку новых вариантов, в том числе МиГ-31К, который поступил на вооружение в конце 2017 года и предназначен для нанесения ударов гиперзвуковыми баллистическими ракетами, а также неназванный вариант, предназначенный для борьбы со спутниками. Эти варианты опираются на высокую скорость и высоту перехватчика, а также способность нести очень большую полезную нагрузку. Ожидается, что работа над парком МиГ-31 продолжится до 2030-х годов, а свой первый по-настоящему новый постсоветский самолет Микоян выдаст в ближайшие десятилетия в рамках амбициозной программы перехватчиков ПАК ДП, которые придут на смену МиГ-31. Ожидается, что перехватчик ПАК ДП, неофициально известный как МиГ-41, сможет развивать гиперзвуковую скорость и будет заточен под перехват целей в космосе и уничтожение спутников.
Поскольку будущее МиГ-29 под вопросом, а иных программ МиГ вроде бы не разрабатывает, остается вероятность, что будущее МиГов в пилотируемой боевой авиации во многом, если не полностью, связано с тяжелыми перехватчиками. Сам МиГ-41, как и его предшественник, наверняка получит несколько модификаций, включая специализированные противоспутниковые, противоракетные и ударные варианты, — для МиГа это будет значительная возможность для развития. Советский Союз произвел целый ряд передовых самолетов, однако сможет ли оборонный сектор постсоветской России, гораздо меньший, выдать столь же амбициозный продукт, это еще вопрос. Есть риск, что новый перехватчик окажется не столь революционным улучшением по сравнению с МиГ-31, чем ожидалось изначально.