Москва предупреждает Запад: «Не вмешивайтесь в дела на Украине», пишет Gazeta. Приказ Путина о приведении в боевую готовность сил ядерного сдерживания призван спровоцировать эмоциональную реакцию. Угрозы ядерного конфликта нет, просто Москва ведет свою игру.
Яцек Гондек (Jacek Gądek)
Интервью с сотрудником факультета наук о безопасности краковского Педагогического университета Рафалом Копечем (Rafał Kopeć)
Gazeta.pl: «Третья мировая война будет ядерной и разрушительной», — заявил глава российской дипломатии Сергей Лавров. Зачем он запугивает?
Рафал Копеч: Это пропагандистская игра. Не стоит паниковать. «Не вмешивайтесь в дела на Украине», — гласит послание Москвы. Угрозы со стороны Кремля призваны также спровоцировать на Западе эмоциональную реакцию. В этом послании можно также обнаружить преднамеренное отсутствие логики.
— Какое?
— Обстановка не дает повода к использованию ядерного оружия, оно предназначено для самых крайних случаев, для ситуации, в которой под угрозой оказывается само существование государства и его жителей. Сейчас ничего подобного России, конечно, не угрожает. Кремль может стараться убедить Запад в том, что раз Путин раздумывает о применении ядерного оружия, он обезумел, а раз он обезумел, то способен на все, поэтому ему следует уступить.
— Ядерное оружие вызывает на Западе сильный страх. Запугивание ядерной войной может привести к расколу общества, спровоцировать выступления пацифистов?
— Да, так может произойти. Кремль апеллирует к эмоциональному аспекту, связанному с ядерным оружием. Происходит нечто новое: если оценивать ситуацию рационально, угроза минимальна, но связанные с риском общественные эмоции очень велики. Послание Кремля рассчитано на реакцию лидеров Запада, которых он склоняет отказаться от поддержки Украины, а также на страх общества, которое может оказать на своих политиков давление.
— Как, даже невольно, не помогать распространять кремлевское послание?
— Россияне буквально эпатируют намеками на возможность применения ядерного оружия. Владимир Путин открыто заявил о повышении боевой готовности сил сдерживания. Не знаю, как выглядят степени готовности в России, скорее всего, их четыре, то есть сейчас, видимо, введен второй. Появились (наверняка не случайно) утечки информации, что американцы в рамках своей шкалы из пяти ступеней (DEFCON) перешли к аналогичной.
Раз Россия понимает только язык силы, американцы показывают, что они не позволят себя запугать. Так же, тоже публично, отреагировала Франция, напомнившая, что у нее есть свой ядерный арсенал. Политика уступок, пусть даже риторических, стала бы демонстрацией собственной слабости.