Пт. Ноя 22nd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

В конце апреля 1944 года американские бомбардировщики B-29 «Суперкрепость» с аэродромов на острове Сайпан начали совершать систематические налеты на территорию японской метрополии.

Однако ощутимого урона обороне и военной промышленности Японии эти бомбардировки не наносили. Малая эффективность действий авиации объяснялась большим расстоянием от аэродромов базирования до цели, которое составляло около 2400 километров. Летчикам приходилось снижать бомбовую нагрузку самолетов до 3 тонн вместо 10, увеличивая запас горючего. Кроме того, на такой дельности не могли действовать истребители прикрытия, из-за чего бомбометание приходилось совершать с большой высоты около 6-7 тысяч метров. В случае повреждения самолета у пилотов практически не оставалось шансов дотянуть машину до своих баз.

Ввиду сложившейся ситуации американское командование приняло решение захватить один из островов, находящихся на полпути от Сайпана до Токио по курсу бомбардировочной авиации, и построить на нем аэродром подскока. Выбор генералов пал на Иводзиму. Во-первых, остров находился в 1200 километрах от японской столицы и играл важную роль в системе оповещения метрополии о приближающихся к ней американских бомбардировщиках. Во-вторых, это было единственное место, где можно построить аэродром, который бы принимал тяжелые бомбардировщики, а также служил бы местом базирования истребителей сопровождения. В-третьих, американское командование полагало, что с захватом этого клочка земли не возникнет никаких ощутимых проблем и трудностей, несмотря на японский гарнизон.

Иводзима длиной около 7 километров и шириной около 3,5 километра имел форму груши. Над островом возвышался потухший вулкан Сурибати. Северная часть острова представляла собой скалистое плато с недоступными берегами, но севернее и восточнее Сурибати находились пляжи, подходящие для высадки десанта. В центре острова – широкое плато, на котором находились два японских аэродрома.

Операцию по захвату Иводзимы планировалось начать 19 февраля 1945 года. Для этого привлекались 4-я и 5-я дивизии морской пехоты под командованием генерала Гарри Шмидта и 3-я дивизия, находившаяся в резерве. Общая численность 60 тысяч человек. Кроме этого участвовали значительные силы флота и авиации. Морпехи должны были высадиться на пляжах острова, а затем стремительным ударом уничтожить основные японские силы и провести зачистку острова. На всю операцию отводилось четыре дня.

Японское командование не меньше американцев понимало значимость островка Иводзима для обороны своей страны. Поэтому в кратчайшие сроки небольшой гарнизон острова, а именно 109-я дивизия, был увеличен до 21 тысячи солдат, а командиром был назначен генерал-лейтенант Курибаяси Тадамити — один из самых талантливых стратегов императорской армии того времени. Курибаяси Тадамити, происходивший из старинного самурайского рода, после окончания военной академии в 1914 году служил в кавалерии, был военным атташе в США, а затем в Канаде. В 1939 году командовал полком во время боевых действий на Халхин-Голе. С 1943 года был командиром элитной 1-й императорской гвардейской дивизии, охранявшей покой императора в его дворце.

Отправляясь командовать гарнизоном Иводзимы, генерал-лейтенант Курибаяси прекрасно осознавал, что ждет защитников острова, однако сдаваться он не собирался. Именно поэтому сразу по прибытии на остров генерал организовал строительство оборонительных укреплений. На склонах горы Сурибати были оборудованы надежно защищенные твердой горной породой артиллерийские позиции и пулеметные гнезда. Вулканический пепел, смешанный с цементом, позволял получать высокопрочный бетон для строительства наземных укреплений и блокгаузов. В кратчайшие сроки прямо под аэродромами была прорыта система искусственных тоннелей и пещер с кабелями связи и электрическим освещением, соединявших позиции на расстоянии несколько сот метров друг от друга. Общая протяженность этих сооружений составляла более 30 километров. В некоторых местах пещеры имели по 5 уровней, каждый из которых был оборудован несколькими выходами. Чтобы затруднить продвижение вражеской техники, сооружались заграждения.

День-D 19 февраля начался с массированного обстрела береговой линии острова орудиями кораблей ВМФ США и атаки пикирующих бомбардировщиков. В 8.59, за минуту до начала высадки десанта, артиллерийский огонь перенесли на 200 метров в глубь Иводзимы. Штурмовые подразделения морских пехотинцев на транспортных судах уже подходили к местам высадки на южной и западной стороне острова. На одном из катеров капеллан раздал бойцам карточки со словами молитвы Джейкоба Астли перед битвой при Эджхилле в 1642 году: «О Боже! Ты знаешь, как я буду занят сегодня. Если я забуду Тебя, Ты не забудь меня». Ровно в 9 часов нога первого морпеха ступила на остров. В 9.02 огонь артиллерии сместился еще на 200 метров ближе к центру острова, создав тем самым подвижную огневую завесу. В течение первого часа американцам удалось доставить на берег семь батальонов морской пехоты и все, что могло быть необходимо в первые часы боя. Высадка десанта проходила словно военный парад, но только до определенного момента.

Карты острова

1. Узел связи Военно-морской базы

2. Склад горючего

3. Наблюдательный пост

4. Хребет

5. Плато

6. Бункер управления

7. Японская военно-морская база


от bunker

2 комментария к «Бункера Курибаяси на острове Иводзима»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*