24 кадра в секунду
Венеция — Швед Стеллан Скарсгорд (Stellan Skarsgård) внес очень весомый — буквально — вклад в великий фильм «Дюна», сыграв там супер-злодея. Чтобы создать образ своего 300-килограммового персонажа, актеру каждый день приходилось проводить по восемь часов в кресле гримера, а также таскать на себе невероятно тяжелый и толстый костюм. Об этом звезда Голливуда рассказал нам после мировой премьеры в Венеции.
Гротескный гибрид Голлума, Барбапапы и персонажа Марлона Брандо полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня».
Примерно так можно описать героя Стеллана Скарсгорда в «Дюне» — новой экранизации культового фантастического романа Фрэнка Герберта (Frank Herbert) 1965 года, снятого Дени Вильнёв (Denis Villeneuv). В новой версии швед играет гротескного супер-злодея — болезненно толстого барона Владимира Харконенна. В книге его описывают как «грубого и невероятно жирного».
«Это довольно незначительная роль, но все равно здорово играть 300-килограммового мужика, который в каком-то смысле отбрасывает человека, который заполняет все помещение одним своим физическим присутствием», — рассказал Стеллан Скарсгорд Dagens Nyheter, приехав в Венецию на премьеру «Дюны».
«Скарси» прилетел в погружающийся под воду морской город, чтобы на красной дорожке воссоединиться с остальными участниками актерского ансамбля: со шведкой Ребеккой Фергюсон (Rebecca Ferguson), Тимоти Шаламе (Timothée Chalamet), Оскаром Исааком (Oscar Isaac), Зендеей (Zendaya), Джошем Бролином (Josh Brolin), Хавьером Бардемом (Javier Bardem) и Шарлоттой Рэмплинг (Charlotte Rampling).
Хотя большинство коллег Скарсгорда на экране во время этого фильма мы видим гораздо чаще и дольше, никому из них во время съемок не приходилось так же тяжело работать, как ему. Чтобы сыграть своего огромного персонажа, ему нужно было облачаться в толстенный костюм, который весит около 40 килограмм и снабжен собственной системой охлаждения.
«Я ходил повсюду в этом костюме со шлангом, который торчал у меня сзади и с помощью которого можно было закачивать воду. Работая в нем, я до смерти боялся, что захочу писать, это тогда был мой самый большой страх», — смеется Скарсгорд, которому к тому же пришлось предварительно посещать спортзал, чтобы быть в состоянии таскать на себе огромное тело и двигаться естественным образом.
Каждый рабочий день начинался примерно в четыре утра с того, что он восемь часов проводил в кресле гримера. Авторами грима были шведы Луве Ларсон (Love Larson) и Эва фон Бар (Eva von Bahr), которые получили «Оскары» за «человека по имени Уве» и «Столетнего старика, который вылез в окно и исчез» (Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann).
«На одну только голову уходило по пять часов и куча пластика и резины. Затем все эти куски выравнивали краской, потом рисовали вены и сосуды. И пусть он должен был получаться глубоко отвратительным, в мою работу входило сделать его при этом живым человеком — ведь цифровые анимированные монстры не опасны. Страшно становится, когда они очеловечиваются и начинают походить на нас, остальных», — говорит Скарсгорд.
«В какой-то момент они хотели облачить его в военную экипировку, как в фильмах вселенной Marvel, но я был категорически против. Наконец, мы пришли к шелковой пижаме, ставшей отсылкой к Марлону Брандо в „Апокалипсис сегодня"».
Среди тем, затрагиваемых в «Дюне» — колонизация, разрушение природы и злоупотребление властью. Как и в книге, действие фильма разворачивается в 10191 году в вымышленной вселенной под названием «Дюниверс», в которой разными планетами управляют конкурирующие между собой знатные роды, которые подчиняются императору Млечного Пути. На фоне этого злобный барон Скарсгорда и плетет заговор.
«Совершенно очевидно, что Фрэнк Герберт был знаком с ЛСД и читал Макиавелли. Клановые войны в фильме не менее жестоки, чем те, что шли между влиятельными домами в Италии эпохи возрождения. Все это есть и сегодня, хотя в наше время те, у кого в руках власть, предпочитают более мягкий фасад», — говорит Стеллан Скарсгорд.
Он явно пребывает в восхищении после того, как просидел в «2,5 часа в плену» на мировой премьере в здании Sala Grande на Лидо.
«Это невероятно красивый, поэтичный и пугающий фильм. Дени Вильнёв удалось создать вселенную, какой я раньше еще не видел и в которую поверил», — говорит Стеллан Скарсгорд — давний поклонник французско-канадского режиссера, ранее снявшего такие фильмы как «Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие» и «Убийца».
«Его фильмы невероятно визуальны, человечны и интересы. И у него очень увлекательный темп!»
В свои 70 актер просто обожает выбирать роли, ему нравится переключаться с голливудских представлений на более интеллектуально развивающие независимые фильмы и обратно. После «Дюны» он будет играть вместе с сыном Густафом Скарсгордом (Gustaf Skarsgård) в финансируемом Китаем фильме, чей сюжет опирается на реальную историю Томаса Квика (Thomas Quick — шведский убийца. Прим. перев.)
«Это будет немного фантастическая версия всех тех странных вещей, которые есть в деле Томаса Квика, в том числе удивительных зависимых отношений между пациентом и психиатром», — рассказывает Стеллан Скарсгорд о съемках, которые начнутся в ноябре в Финляндии.
В последние годы он также проявил себя как телезвезда, снявшись в собравших много хвалебных критических отзывов сериалах «Река» и «Чернобыль», который принес ему «Золотой глобус». Недавно он закончил сниматься в «Андоре» — сериале-приквеле к фильму «Изгой-один: Звездные войны», в котором рассказывается о приключениях Кассиана Андора в те годы, когда появилось и окрепло повстанческое движение.
«Я больше люблю именно эту часть мира „Звездных войн", в которой чуть более человечная среда», — говорит Скарсгорд.
В то же время он считает, что между полнометражными фильмами и телесериалами по-прежнему огромная разница.
«Телесериалы, как и раньше, страдают от того, что там вся информация в текстах, в диалогах и сценарии. „Дюна" же — это совершенная противоположность, кинематографическое многослойное переживание, где все самое важное скрывается между слов — например, во взглядах, в выражениях лиц. Но чтобы сделать все это полноценно, конечно, нужен именно кинематограф».
Запланированы съемки второго фильма «Дюны», но Warner Bros. Entertainment хочет сначала отбить свои 165 миллионов долларов, которые были вложены в первый. Скарсгорд обязался сняться и во втором фильме, если он будет.
«История же не закончена, и если ты увидел первую часть, захочешь посмотреть и остальное. Но я им сказал, что хотя с удовольствием снимусь во втором фильме, пусть в следующий раз меня там будет как можно меньше. Не так много часов в кресле гримера, пожалуйста!»