Европа зря поднимает вопли о переговорах России и США без ее участия, говорит польский экономист Шчепаньский в интервью Do Rzeczy. Трампу безразлично мнение ЕС, и он ведет жесткую игру. судьба Украины решена: в любом случае о суверенитете придется забыть.
DoRzeczy.pl: Какую игру ведет президент США Дональд Трамп в контексте Украины? Как вы оцениваете его переговоры с президентом России?
профессор Ярослав Шчепаньский (Jarosław Szczepański): Судить, какую игру ведет Дональд Трамп, сложно. Похоже, он в первую очередь хотел побудить Россию начать переговоры, это была его главная задача. Он хотел провести встречу с Путиным. А как в конечном итоге будет выглядеть формат будущего мира или перемирия, который будет явлен в публичном пространстве, еще неизвестно. Что же касается различной информации, которая появляется в контексте России, тут стоит задача представить русских теми, с кем можно говорить. Россия до сих пор изображалась американским истеблишментом как людьми, имеющими такой статус, сложнее вести диалог. Трамп, похоже, хочет сделать так, чтобы переговоры стали возможны.
— Первый разговор Трампа и Путина позади. Европа кричит, что США с Россией договариваются за нашими спинами. Обосновано ли это обвинение?
— Мне кажется, эти крики неизбежно должны были раздаться. Всегда неприятно, если кто-то договаривается у нас за спиной. Однако это не значит, что эти крики что-то изменят. Американцам не нужно смотреть на Европу, они могут договориться с Россией напрямую. Им даже не нужно смотреть на Украину. Да, Киеву нужно будет подписать документы, однако Украина зависит от Запада в финансовом отношении, зависит от его помощи. Похоже, что Европа и Великобритания вместе взятые не имеют достаточно ресурсов, чтобы иметь возможность конкурировать с США. Впрочем, это понятно по словам европейских лидеров, которые хотели бы видеть американское присутствие на Украине. И если они хотят видеть ее на демаркационной линии, это означает, что без США добиться эффективного решения проблемы они не могут. США здесь являются ключевым элементом всего паззла.