Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ Английская империя вывезла в свое время огромное количество культурных и исторических артефактов со всего мира, отмечает Vox. Многие из экспонатов Английского музея имеют, мягко говоря, спорную принадлежность. Но учреждение не собирается ничего и никому возвращать.
Это Английский музей, крупнейший на планете музей мировой истории, который ежегодно посещают миллионы людей. Внутри хранится более восьми миллионов культурных и исторических экспонатов со всего мира, которые охватывают два миллиона лет истории человечества. Если ознакомиться с рекомендованным списком экспонатов “обязательно к осмотру”, то можно увидеть наиболее знаменитые экспонаты. например, скульптуру с острова Пасхи возрастом около тысячи лет. Или бронзовую скульптуру индуистского бога Шивы.
Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
Но музей имеет одну проблему, увидеть которую можно на примере этого маршрута. Из 12 представленных экспонатов почти половина имеет спорную принадлежность. Английский музей считает собственником себя и потому выставляет их на всеобщее обозрение. Но в последние годы многие стали ратовать за то, чтобы вернуть их туда, откуда они прибыли. Начнем с контекста. В конце 1600-х Английская империя стала расширяться на нескольких континентах, превратившись в крупнейшую в истории империю, под контролем которой оказалось около четверти территории и населения земного шара.
За время своего многовекового правления империя вывезла множество ценных ресурсов и богатств со всего мира, включая культурные и исторические артефакты. Многие из них оказались здесь, в Британском музее, который был основан в 1753 году и продолжал расширяться, пополняя коллекцию все новыми и новыми экспонатами. Многие приобретались на законных основаниях и являются бесспорной собственностью музея, как, например, римская ваза 2000-летней давности, проданная ему одним герцогом в 1945 году. проблема в том, что некоторые экспонаты вызывают споры. Как тот, что вы видите первым, как только входите в здание. Это Розеттский камень, захваченный английскими войсками у французов на территории нынешнего Египта. Или скульптуры Парфенона, вывезенные с афинского акрополя английским лордом и отправленные в Британский музей. Или бенинская бронза на посвященном африканскому искусству этаже, один из самых спорных экспонатов.
Изделия из бенинской бронзы довольно сложно классифицировать, поскольку они включают в себя огромный ассортимент изделий, начиная с гравированных слоновых бивней и заканчивая медными скульптурами и мемориальными досками. Но все они были изготовлены в Королевстве Бенин на территории современной Нигерии. В этом богатом месте с трудоспособным населением предметы искусства создавались тысячами, начиная с 1500-х годов. Многие из них украшали стены дворцов и использовались для религиозных ритуалов. Однако в 1897 году Бенин потерял тысячи принадлежавших ему культурных ценностей.
В то время европейские колониальные державы расширяли экспансию на юг в рамках так называемой “Борьбы за Африку” (Scramble for Africa). Они поделили континент на сферы влияния с целью финансовой эксплуатации. Все отмеченные розовым области принадлежали Великобритании. Бенин, который находится вот здесь, также находился в сфере ее влияния. Но королевство не выполнило торговых требований Британии, и в январе 1897 года это привело к так называемой Бенинской катастрофе, когда местные стражи убили семерых английских эмиссаров вместе с многочисленными проводниками и слугами. В ответ 1200 английских военнослужащих отправились на миссию под названием “Карательная экспедиция «Бенин»” с целью отомстить, но не только.
Вооруженные винтовками английские солдаты захватили и сожгли город дотла, а перед этим бережно забрали тысячи артефактов. Их аккуратно сложили в кучу, сфотографировали и подписали “добыча”. На этой фотографии, сделанной в Бенинском дворце после рейда, изображены солдаты со снятыми мемориальными досками, которые доставили в Английский музей и распродали по всему миру. Некогда процветающего королевства не стало. Регион существовал под полным английским колониальным контролем до 1960 года, когда Нигерия, включая город Бенин, обрела независимость. Но даже несмотря на это, их исторические артефакты были по-прежнему разбросаны по миру, запертые в западных учреждениях вроде Лейпцигского музей этнологии в Германии и музея на парижской набережной Бранли. И, конечно, Английского музея.
В марте 2000 года королевская семья Бенина попыталась все изменить и выступила с официальным требованием, чтобы “все незаконно изъятые культурные ценности вернули законному владельцу”. Но Британский музей эти просьбы по большей части проигнорировал. Его деятельность ограничена правительственным актом, который не позволяет возвращать экспонаты куда бы то ни было. Но там также четко обозначили свою позицию, заявив в июле 2020 года: “Мы не занимаемся реституцией, но стараемся предоставлять как можно более масштабную помощь, в том числе Нигерии. Основополагающая Ценность музея заключается в его многообразии, масштабе, сложности и единстве, и как таковой он представляет собой настоящую мировую библиотеку”.
Однако кое-кто все же начинает считаться с историей. В 2014 году внук английского солдата, участвовавшего в карательной экспедиции 1897 года, вернул королевской семье Бенина вот эти два унаследованных от деда предмета. С тех пор, как в 2007 году появилась группа по диалогу с Бенином, западные музеи и правительство Нигерии обсуждают все возможные решения данной проблемы. Но на сегодняшний день ни один из предметов бенинской бронзовой коллекции на родину так и не вернулся.