Европейцы считают, что отказываться от переговоров — это высокоморально, но это абсурд, заявил Виктор Орбан в интервью NZZ. Он уверен, что Европа — не глобальный игрок, санкции против России вредны, а помочь Украине сейчас можно только прекращением огня и миром.Иво Мийнссен
Мерет Бауманн (Meret Baumann), Акос Штиллер (Akos Stiller)
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан принимает нас в библиотеке со своим кабинетом. Он разворачивает глобус так, чтобы были видны США. Это будущее, как он говорит.
Когда Виктор Орбан дает интервью, его команда практически ничего не оставляет на волю случая, во всем есть смыслы. Начнем с места: интервью проходит в библиотеке Монастыря Кармелитов, который расположен высоко над Будапештом, где с 2019 года находится официальная резиденция премьер-министра Венгрии. Из окна открывается захватывающий вид на Дунай и здание парламента. На двух этажах, соединенных винтовой лестницей из кованого железа, вдоль всех стен расположены полки, заполненные старинными книгами. Сотрудники быстренько устанавливают большой национальный флаг рядом со столом, за которым будет проходить интервью. Затем в комнату заходит 61-летний политик, пожимает руку и позирует для фотографии перед деревянным глобусом размером почти с человеческий рост. На нем изображен мир до Первой мировой войны и, прежде всего, имперская Европа, включая Венгрию в ее границах до 1920 года. Но прежде чем фотограф успевает нажать на спуск, Орбан поворачивает глобус вправо, где виднеются США. «Если вы увидите за моей спиной исторические границы Венгрии, все снова расстроятся, — говорит он. — Америка более перспективна».
NZZ: Дональд Трамп вернулся к власти десять дней назад. Вы поддерживали его с 2016 года и всегда надеялись на его возвращение. Что это означает для вас сейчас?
Орбан: За десять дней мир изменился так сильно, как обычно меняется за годы (улыбается). Это «торнадо Трампа». Что касается Венгрии, то все просто: мы находимся под давлением Брюсселя и Вашингтона. Когда страна с населением в десять миллионов человек чувствует два сапога на своей груди, она практически не может выжить. Мы были заблудшей овцой Запада. Теперь выясняется, что то, что делает Трамп, и то, что мы делали последние пятнадцать лет, — это и есть будущее. Мы счастливы и спокойны.
В какой сфере вы надеетесь наладить отношения с США?
Демократы нас ненавидели. У нас были противоположные позиции по таким проблемам, как миграция, вопросы гендера и ситуация вокруг Украины. Они поддерживали все организации и оппозиционные СМИ в Венгрии, которые были настроены против меня. Трамп положил этому конец. Мы также надеемся, что американцы снова будут больше инвестировать в нашу страну. В последнее время по инвестициям в Венгрию они даже отстают от Китая.