Борис Тихонов, обозреватель ИноСМИ
Администрация Трампа подготавливает стратегический законопроект, который предусматривает радикальное изменение подхода к электромобильному транспорту. Согласно агентству Reuters, предполагается не только отмена бонусов за покупку электрокаров, но также отказ от мер поддержки по строительству сети зарядных станций и всей сопутствующей инфраструктуры. Вместо этого господдержку получат американские производители электробатарей и других компонентов, важных для военной промышленности. Кроме того, в целях национальной безопасности будут введены глобальные тарифы на импорт электрических аккумуляторов и сопутствующих компонентов – преимущественно китайских – за исключением ближайших союзников.
Немецкая деловая Handelsblattнапоминает, что Пентагон постоянно указывает на стратегическую слабость США и угрожающее доминирование Китая в области производства электрических аккумуляторов, а также добычи графита, лития и других редкоземельных металлов. В этой связи меры по ограничению импорта электромобилей явно направлены против Китая, который доминирует в этой отрасли.
США внесли в список «враждебных китайских предприятий» CATL – крупнейшего в мире производителя батарей для электромобилей. Аккумуляторы CATL стоят на автомобилях ведущих мировых производителей, в том числе Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Honda и Hyundai. Внесение в «черный список» Пентагона практически означает закрытие американского рынка для CATL, а может быть и для продукции концерна в глобальном масштабе.
Президент Трамп постоянно напоминает, что он положит конец «зеленой сделке» и отменит обязательный переход на электромобили. Тем самым он намерен сохранить национальную автомобильную промышленность и выполнитьобещание, данное американским работникам автомобильной отрасли.
Одновременно нарастают проблемы для производителей электромобилей в Германии и других странах. Согласно опросам, 53% немцев намерены и в дальнейшем покупать автомобили с бензиновым или дизельным мотором. При этом покупку электрокара планирует не более 14% автолюбителей. Главной причиной нелюбви к электромобилям остаются высокая цена и низкий запас хода. Кроме того, водители указывают на неразвитую сеть зарядных станций. Последние тесты в Европе показали, что электромобили плохо выносят мороз, их радиус пробега сокращается зимой на 54%. Эти данные еще более укрепили недоверие европейских автомобилистов к электромобилям.
одной из причин низкого спроса на электромобили в Европе автомобильные эксперты считают двойственную позицию Еврокомиссии, которая не дает четких рекомендаций по будущему автопрома. Хотя ЕК несколько смягчила правила перехода на электромобили и даже обсуждает отмену полного запрета на автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), который должен вступить в силу с 2035 года, это не убедило потенциальных покупателей.
Наряду с Германией электромобили не пользуются большой любовью в Японии, где только 3% водителей готовы пересесть на электромобиль. вместе с тем все большей популярностью у японцев пользуются стандартные гибриды, их покупку планирует 35% водителей.
Наибольшую любовь к электромобилям демонстрируют китайцы, покупку планируют 27% водителей. Однако и здесь большинство (38%) предпочитает двигатели внутреннего сгорания.
Сoгласно венской Standard, европейский авторынок в 2024 году продолжал слабеть. Это касается в том числе автомобилей с ДВС, однако подлинный кризис продаж наблюдался на рынке электромобилей. В целом по ЕС продажи электромобилей упали на 9,5%, в том числе в Германии и Франции – более чем на 20%.
Ведущий австрийский автомобильный эксперт Вильфрид Зин констатирует: условия для широкого внедрения электромобилей еще не созрели. Речь идет о длине пробега, инфраструктуре зарядных станций, цене и ошибочном дизайне. Ошибка, по мнению эксперта, заключается в том, что конструкторы пытаются превратить автомобиль с ДВС в электромобиль вместо того, чтобы создать абсолютно новый продукт. Кто будет покупать электромобиль, если аналогичная машина с ДВС стоит значительно дешевле?
Однако главную проблему Вильфрид Зин видит в самой основе производственной цепочки. Если европейская автомобильная промышленность хочет добиться успеха, она должна иметь собственные электробатареи и соответствующую сырьевую базу. Пока что необходимое сырье добывается и перерабатывается в Китае, в Европе производится лишь 10% электробатарей. На сегодняшний день европейские производители не могут обойтись без сырья и аккумуляторов из КНР. Китайские политики умело используют эту зависимость, сырье давно стало геополитическим инструментом лидера КНР Си Цзиньпина.
По мнению Вильфрида Зина, единственное спасение европейского автопрома – в технологической революции, поскольку сырьевая база для производства электробатарей начинает меняться. Сегодня, заключает эксперт, ситуацию в мировом автопроме полностью определяет электрический аккумулятор, так же как в последнее столетие все определял двигатель внутреннего сгорания.
Серьезные проблемы сохраняются и на других этапах производственной цепочки. Подержанные электромобили практически не находят покупателей, а дилеры отказываются выставлять их на продажу. Австрийский эксперт считает, что становление вторичного рынка электромобилей – практически неразрешимая проблема. Стремительное падение стоимости подержанных электромобилей объясняется также постоянным поступлением на Рынок новых, более продвинутых моделей. Подержанная электронная техника, в том числе электромобили, компьютеры и смартфоны в восприятии потребителей и дилеров считается «устаревшим мусором».
Что еще остается европейским автопроизводителям в этих условиях? Попытки вновь внедриться на громадном китайском рынке мало что дадут, он и так уже перенасыщен новыми дешевыми электромобилями местного производства. По-прежнему в Китае пользуются спросом престижные марки Made in Germany, но европейские автомобили среднего класса, которые приносят основную Прибыль, уже не идут.
Европейским производителям остается один путь – сокращать производство в условиях сужающегося рынка. Показателен пример немецкого автогиганта Volkswagen, который в рамках нового режима экономии закрывает целые заводы. В нынешних условиях инвесторы намерены вкладывать деньги только в те отрасли, которые принесут гарантированную Прибыль.
Что касается перспектив на будущее, то Вильфрид Зин не теряет оптимизма и верит в инновационный потенциал европейского автопрома. При этом, по его мнению, времени будет играть решающую роль.