- А сам-то Путин хочет?
- Европейские солдаты на границах. Но какие?
- Кремль не видит причин для уступок
Обещанного Трампом скорого разрешения украинского конфликта, не будет, пишет iROZHLAS. слишком разные позиции занимают все сопричастные стороны. Требования Москвы жесткие, и она не намерена отступать. Привести всех к согласию в этом году вряд ли получится, считает автор статьи. Ондржей Соукуп
Староновый американский президент Дональд Трамп вернулся в Белый дом. Он пообещал, что немедленно решит целый раз американских и мировых проблем, включая конфликт на Украине. Но и до него, скорее всего, уже дошло, что 24 часов, о которых он рассуждал в ходе предвыборной кампании, ему точно не хватит. Уж слишком разные позиции занимают все сопричастные стороны, и только большие оптимисты надеются, что в 2025 году эти позиции могут сбилизиться.
В точности планы Дональда Трампа нам неизвестны, но его люди допускают, что бои должны прекратиться по линии соприкосновения, что Россия сможет оставить себе захваченные украинские территории, но их статус останется за рамками международного права, и этот вопрос еще будет пересмотрен через пару десятков лет.
Вместе с тем Украина получила бы некие гарантии безопасности, которые не позволят Кремлю через несколько лет попытаться снова захватить Киев. Звучит логично, и нельзя исключить, что в итоге примерно этим все и кончится. Но проблема в том, что Москва, а отчасти также Киев категорически отвергают подобный план.
А сам-то Путин хочет?
Не так давно, на пресс-конференции в декабре, Владимир Путин снова подтвердил, что его требования не изменились. Украина, по его словам, должна отказаться от всех евроатлантических амбиций, закрепить конституционно свой нейтральный статус и демилитаризоваться и «денацифицироваться».
В представлениях Кремля это означает, что украинская армия должна уменьшиться до уровня легко вооруженных полицейских отрядов, а в президентском офисе в Киеве должен сидеть человек, одобренный Кремлем.
Кроме того, Москва требует международного подтверждения присоединения четырех украинских областей к России. А русский в качестве государственного языка на Украине станет, как говорится, вишенкой на торте.
Совершенно ясно, что для украинцев это неприемлемо. Они еще могли бы смириться с утратой контроля над захваченными русскими территориями, но вряд ли отдадут Москве Херсон и Запорожье на правом берегу Днепра.
Но, главное, они хотят гарантий, что Москва в какой-то момент не передумает. Разоружиться и надеяться, что победитель в итоге не захватит тебя целиком, не лучшая стратегия, как подтверждает история. Население Чехословакии после 1938 года или жители Нагорного Карабаха многое могут на данный счет поведать.
Европейские солдаты на границах. Но какие?
Но тут мы сталкиваемся с очередной проблемой. Какими могут быть гарантии? Прямое вступление в НАТО в ближайшие годы для Украины нереально уже потому, что целый ряд стран, от Словакии и Венгрии до Турции, могут ее членство заблокировать.