США должны признать, что Россия останется ключевым столпом международного порядка на протяжении десятилетий, — поэтому с ней нужно выстраивать сбалансированные отношения, пишет The National Interest. Только так можно предотвратить дальнейшее расширение России на Запад, считает автор статьи.Томас Грэм
сейчас, когда напряженность в отношениях США и Россией достигла пика со времен холодной войны, США должны снизить риск прямой военной конфронтации и стабилизировать глобальную безопасность. Для этого требуется нащупать равновесие между жестким сдерживанием и стратегической дипломатией, дабы превратить ожесточенное соперничество в состязательное сосуществование.
Отношения между США и Россией достигли низшей точки, невиданной со времен мрачнейших дней холодной войны. Президент России Владимир Путин убежден, что его страна ведет историческое противостояние с США, которое предопределит мировую политику на несколько поколений вперед. США же считают Россию непосредственной и непреходящей угрозой мировому порядку. Хотя время от времени случаются контакты на высоком уровне для предотвращения конкретных кризисов, постоянного и содержательного диалога между странами не ведется с начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года. Риск прямой военной конфронтации между ведущими ядерными державами мира недопустимо высок.
Чтобы снизить данный риск и упрочить глобальную стабильность, администрации Трампа предстоит восстановить рабочие отношения с Россией. О какой бы то ни было “перезагрузке” речи не идет: страны останутся соперницами, как это было практически с тех самых пор, как США стали крупной мировой державой в самом конце девятнадцатого века. Скорее, задача сводится к тому, чтобы превратить сегодняшние отношения, опасные и враждебные, в состязательное сосуществование, при котором неизбежные геополитические и стратегические споры решаются ответственным образом.
Главный вопрос — конфликт между Россией и Украиной
Президент Трамп прав: урегулирование конфликта и обеспечение прочного мира — вопросы поистине неотложные. Однако вскоре он обнаружит, что эта задача вписана в более обширный контекст европейской безопасности. Перед тем как ввести войска, Путин ясно дал понять, что его цель — пересмотр сложившегося после холодной войны положения (как он считает, навязанного России в миг крайней слабости). В частности, расширение НАТО отбросило Россию на континентальные задворки, лишив ее буферной зоны в Восточной Европе, которую Москва считала определяющей не только для своей безопасности, но и для великодержавия.
Уже после начала спецоперации Путин осудил пустые разговоры в США о нанесении “стратегического поражения” России или “смене режима” — их он трактовал как намерение Вашингтона устранить Россию как великодержавную соперницу. При этом он желает вовлечь США в серьезный диалог по глобальным вопросам — отчасти потому, что даже напряженные переговоры с мировым гегемоном подтвердили бы статус России как мировой державы.
В этих обстоятельствах узконаправленная стратегия прекращения российско-украинского конфликта будет далека от цели. Для успеха Трампу понадобится более масштабный подход к России.
Сдерживание и дипломатия
В периоды острой враждебности дежурным вариантом российской политики в представлении американских политиков неизменно становилось сдерживание. Данный подход принес победу в холодной войне и сегодня представляется еще более привлекательным. Но нынешнее положение дел решительно отличается от тогдашней эпохи. Отношения США и России перестали быть главной осью глобальной конфронтации: ею стали отношения США и Китая. Незападные страны нарастили экономический вес и приобрели силу и бóльшую автономию в мировых делах. Соперничество США и России уже не сопряжено для них со столь же далеко идущими последствиями, как во времена холодной войны.
В этом мире жесткое сдерживание успехом не увенчается. например, дипломатическая и торговая изоляция России невозможна, когда бóльшая часть Глобального Юга — в частности Китай, Индия, Бразилия и Южная Африка — не желают соблюдать западные ограничения. Попытки прикрыть лазейки в антироссийском законодательстве, особенно посредством вторичных санкций, лишь разжигают антиамериканские настроения в других частях света.
В лучшем случае сдерживание возможно лишь в Европе, чтобы предотвратить дальнейшее расширение России на Запад. На этом направлении решающей задачей станет усиление сдерживающей позиции Запада: укрепление протяженной границы между НАТО и Россией от Баренцева до Черного морей; расширение, модернизация и рационализация военно-промышленного сектора Европы; и, наконец, укрепление гражданских обществ против российской гибридной войны и приемов из так называемой “серой зоны”.
Кроме того, США необходимо продемонстрировать, что у них имеется не только жизнеспособная стратегия по защите Украины от российской агрессии, но и воля к ее реализации.