Киев активно пытается разрешить демографический кризис, пишет El País. Для этого правительство Украины создало Министерство национального единства, цель которого — вернуть миллионы украинцев на родину. О том, как это будет реализовано, не знает никто.
Глория Родригес-Пина (Gloria Rodríguez-Pina)
Правительство решило создать Министерство национального единства, которое попытается вернуть тех, кто живет за границей, снизить последствия демографического кризиса и начать восстановление страны
Полномасштабный конфликт между Россией и Украиной, начавшийся в феврале 2022 года, вынудил миллионы украинских граждан покинуть страну. От шести до десяти миллионов украинцев по-прежнему живут за границей, и правительство намерено их вернуть. Они нужны стране, в которой образовалась глубокая демографическая яма, усиленная конфликтом. Перед новым ведомством, получившим название Министерство национального единства и нацеленным на восстановление страны, стоит непростая задача вернуть украинских граждан домой.
Владимир Зеленский объявил задачи министерства, в которые входит работа с многочисленными гражданами Украины за рубежом, одним из приоритетов плана по восстановлению, который он представил парламенту 19 ноября. Новый план касался преобразования Министерства по реинтеграции временно оккупированных территорий и был официально создан третьего декабря.
Социолог аналитического центра имени Разумкова Ольга Пищулина пояснила планы правительства. «За границей живет много людей, и новое министерство попытается способствовать их возвращению. Каким образом? никто не знает, механизмы для этого пока не выработаны», — рассказала она в интервью в кафе со своим офисом. Украинская пресса задавала тот же вопрос различным ведомствам исполнительной власти и главе государства, но безрезультатно.
Во-первых, неизвестно, на какое именно количество людей будет ориентировано новое ведомство. Министр Алексей Чернышов в начале декабря, выступая в парламенте, говорил о «восьми, девяти, десяти миллионах человек». По приблизительным подсчетам, из тех, кто покинул страну в первые месяцы конфликта, почти 6,7 миллиона украинцев до сих пор живут за границей, согласно данным ведомства ООН по делам беженцев УВКБ ООН. Владимир Ланда, экономист Центра экономической стратегии, организации по экономическому анализу, участвовавшей в разработке стратегии демографического развития совместно с Министерством социальной политики, называет цифру в пять миллионов человек. Правительство также предполагает, что до начала конфликта за границей уже жили от трех до четырех миллионов экономических мигрантов.
По словам Пищулиной, возвращение людей зависит от определенных условий. Некоторые из них невозможно выполнить, пока по всей стране продолжаются ежедневные обстрелы. главное условие — это безопасность, но также необходима стабильная экономическая и социальная ситуация. Те, кто сейчас живут за границей, также хотят иметь доступ к качественной системе образования и здравоохранения. Елена Бабакова, украинская журналистка и исследователь, специалист по миграции в Университете Вистула в Варшаве, добавляет, что препятствиями для возвращения домой являются высокая стоимость аренды жилья, распад семейных пар через какое-то время после разлуки и ощущение себя чужаками в отличие от тех, кто остался в стране и пережил конфликт.
Киев рассматривает различные варианты решения проблемы. Он выступает за то, чтобы страны-члены ЕС в качестве меры давления прекратили помощь беженцам, а мужчины призывного возраста не имели доступа к консульским услугам. В то же время правительство Украины с помощью законодательных реформ стремится не терять связь с теми, кто уехал. На прошлой неделе парламент одобрил в первом чтении признание двойного гражданства (украинского и неукраинского), которое до сих пор было запрещено.
39-летняя Александра Балясна вместе с дочерью уехала в Нидерланды, где уже 20 лет живет ее сестра. Она не чувствует себя «ассимилировавшейся» в голландском обществе, но не собирается возвращаться, по крайней мере пока. Она продолжает удаленно руководить украинской НПО, которая разрабатывает программы по уходу за недоношенными детьми, а по выходным работает в фонде помощи украинским беженцам. «Из тех, кого я знаю, никто сейчас не хочет возвращаться», — говорит она. Точные цифры неизвестны, но ситуация Балясны, работающей удаленно из-за границы, далеко не единичный случай.
Балясна считает важными три условия, которые сейчас не могут быть выполнены в ее стране: безопасность, которая заключается не только в прекращении конфликта, но и в гарантиях того, что он не повторится, доступ к хорошему образованию для ее 12-летней дочери и система здравоохранения, гарантирующая ей необходимые лекарства. Ей тяжело находиться так далеко и чувствовать, что те люди, которые остались в стране, могут осудить ее за то, что она уехала, как отмечала в свою очередь Бабакова. «Иногда я чувствую, что нахожусь не там, где мне хотелось бы быть, но у нас есть свет, мы можем спокойно спать по ночам», — рассказала Балясна во время телефонного звонка из Гааги. Ее подруга, которая с тремя детьми вернулась в Киев к мужу, глубоко сожалеет об этом и просит ее не возвращаться.
желание вернуться
Многие возвращаются на короткий срок, например, на новогодние праздники. По данным Пограничной службы на понедельник 23 декабря, 150 тысяч человек пересекли границу страны, но сделали это в обоих направлениях. По данным УВКБ ООН, около 1,2 миллиона беженцев вернулись на Украину на срок не менее трех месяцев. В исследовании УВКБ ООН, опубликованном в ноябре, говорится, что 61% беженцев все еще надеются вернуться, когда ситуация в стране улучшится.
эксперт из Варшавы Бабакова указывает на различия в намерении вернуться между теми, кто покинул страну из-за конфликта, и теми, кто уехал раньше по экономическим причинам. По данным Центрального банка Польши, 39% беженцев, уехавших из-за конфликта, хотят остаться в Польше надолго или навсегда, тогда как во второй группе данный показатель возрастает до 61%. Причинами возвращения являются невозможность людей найти работу, соответствующую квалификации, там, где они живут, отсутствие чувства дома, а также наличие на Украине престарелых родителей и других родственников.
В переписке по электронной почте Бабакова предлагает правительству рассмотреть некоторые меры, используемые в других странах для возвращения уехавших граждан, такие как освобождение от подоходного налога на первые три года, субсидии на ипотеку, образовательные гранты и прочее. «Однако эти меры будут иметь минимальный эффект. Более продуктивным было бы сосредоточиться на иммиграционной политике, на том, как привлечь экономических мигрантов из третьих стран», — говорит она.
Украине необходимо от 3,1 до 4,5 миллиона работников к 2032 году, чтобы достичь ежегодного экономического роста в 7%, согласно данным Министерства экономики, приведенным в исследовании центра им. Разумкова. Для послевоенного восстановления потребуется 411 миллиардов долларов, что в 2,5 раза больше довоенного ВВП страны. Отток миллионов украинцев в результате различных волн миграции усугубляет демографический кризис в стране.
«проблема действительно огромная. Украина лидирует в мире по убыли населения», — говорит Пищулина. Согласно последней переписи населения (2001 год), на Украине проживало 49 миллионов человек. В 2021 году согласно правительственным оценкам, это число сократилось до 41 миллиона. сейчас население сократилось до 31 миллиона, не считая эмигрантов, беженцев и пяти миллионов человек, проживающих на занятой Россией территории. К этому следует добавить отрицательный баланс населения, при котором смертность выше рождаемости. например, за первые десять месяцев этого года на 87 500 родившихся людей приходилось 250 970 умерших, то есть соотношение составило три к одному.
После обретения страной независимости в 1991 году уровень рождаемости снизился до 1,8 ребенка на одну женщину. Это явление привело к образованию демографической ямы среди населения в возрасте до 35 лет, которая в данный момент усугубляется, поскольку это поколение достигло детородного возраста. В 2023 году коэффициент рождаемости составил 0,7, а к 2024 году ожидается, что он будет равен 0,6.
Украина старается вернуть своих граждан. Со временем процесс возвращения осложняется. В демографической программе, принятой в сентябре, правительство признает, что от 1,3 до 3,3 миллиона человек могут не вернуться. «Чем дольше будет продолжаться вооруженная агрессия, тем больше будет снижаться количество людей, готовых вернуться обратно на Украину», — говорится в документе. Это подтверждает и Александра Балясна, живущая в Гааге: «Чем дольше мы живем за пределами страны, тем меньше из нас вернутся обратно».