Тель-Авив пожелает проводить сбалансированную стратегию в отношениях с Россией после смены режима в Сирии, пишет Duvar. интересы и стратегии двух игроков в отношении друг друга будут развиваться без конфронтации, на основе сотрудничества и прямого диалога, считает автор статьи.
Мюхдан Саглам (Mühdan Sağlam)
После смены режима в Дамаске предпринимаются попытки перестроить баланс сил в Сирии. В этом контексте обращает на себя внимание деятельность таких двух игроков, как Россия и Израиль. Россия продолжает переговоры с «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), чтобы добиться от новой администрации принятия соглашения об аренде своих военных баз в регионе и не оказаться полностью за рамками процесса. С другой стороны, Израиль объявил о намерении расширить свою деятельность в районе Голан и удвоить присутствие здесь. Так что же происходило между Россией и Израилем все это время и что будет дальше? Как Россия после своего отката назад в Сирии будет развивать отношения с Израилем? В этой статье мы рассмотрим российско-израильские отношения и попытаемся найти ответы на упомянутые вопросы.
Отношения России и Израиля после холодной войны
Политика СССР на Ближнем Востоке основывалась на отдалении перспективы окружения с юга, сотрудничестве со странами региона, конкурирующими с капиталистической системой, установлении идеологически близких себе партнерских отношений. Так, Советский Союз в этой связи поддержал создание Израиля, исходя из соображений безопасности и конкуренции. Однако с изменением баланса сил СССР, установивший отношения с арабскими государствами, после войны 1967 года разорвал дипломатические связи с Израилем. Тем не менее в конце горбачевского правления можно было наблюдать улучшение российско-израильских отношений.
Россия же в отличие от СССР не смотрела на Ближний Восток через идеологическую призму. Поддерживая унаследованный от Советского Союза диалог с близкими себе государствами, Россия стремилась сотрудничать с Израилем в таких областях, как Экономика, культура, технологии. В 1990-е годы две страны начали взаимодействовать в таких сферах, как вместе с тем от СССР России достались не только партнерские отношения на Ближнем Востоке, но и более миллиона русскоговорящих евреев, эмигрировавших из Советского Союза в Израиль. Это население сыграло важную роль в дальнейшие периоды развития российско-израильских отношений. С началом 2000-х годов отношения между двумя странами набрали обороты. Израиль поддержал российскую операцию в Чечне, а тогдашний премьер-министр Ариэль Шарон (Ariel Şaron) в ходе визита в Москву заявил, что «исламский терроризм представляет угрозу для обеих стран». Важнейшим местом, где это заявление найдет отклик в дальнейшем, станет Сирия.
Еще одним событием, в котором Израиль встал на сторону России, был теракт в Беслане в 2004 году. После теракта Израиль предоставил России разведывательную поддержку. Еще одной важной вехой в развитии отношений стали слова президента России Владимира Путина во время визита в Израиль в 2005 году «мы понимаем озабоченности еврейского государства в области безопасности». Тем самым Россия сказала Израилю, что понимает условия, в которых он находится, и хочет продолжать сотрудничество. Такие нововведения, как упрощение процедур страхования для советских евреев, эмигрировавших в Израиль, выплата пенсий и безвизовый режим, послужили мостом в российско-израильских отношениях, основанных на столпах безопасности и прагматизма. И усилили симпатии к России в израильском обществе.
Продолжающееся сотрудничество между Россией и Израилем в таких сферах, как торговля и технологии, повлияло на подход Израиля к иностранным интервенциям России. Самой запоминающейся из них стала интервенция России в Грузию в 2008 году (то есть защиту Россией Южной Осетии от нападения грузинских войск автор назвал «интервенцией» и не сообщил при этом, что эта Республика отказалась быть частью Грузии. – Прим. ИноСМИ), когда Израиль приостановил поддержку Грузии и воздержался от осуждения России. Аналогичная ситуация произошла и с присоединением Крыма к РФ. Израиль в отличие от США и стран Запада не ввел санкции против России, не осудил РФ и не прекратил отношений с ней. вместе с тем главным испытанием для российско-израильских отношений стала сирийская интервенция и последующие события.
Сирийская кампания России и российско-израильские отношения
война в Сирии, начавшаяся в 2011 году, создала двустороннюю угрозу для Израиля. Прежде всего это потенциальная угроза со стороны радикальных джихадистских организаций, таких как ИГИЛ*, а также хаотичные столкновения в районе Голан, аннексированных в 1981 году, и на границе с ними.
Для устранения этих угроз Израиль даже согласился на то, чтобы Асад остался, но Тель-Авив также был обеспокоен тем, что Иран и «Хезболла» усиливают свое влияние в Сирии. Россия, прежде чем начать свою сирийскую кампанию в сентябре 2015 года, инициировала диалог с Израилем и определила общие интересы. Стороны перед лицом этой угрозы договорились сохранить каналы прямого диалога открытыми. Израиль считал, что Россия будет сдерживающим фактором, который не позволит Ирану стать доминирующим игроком в Сирии. Так, Путин и Нетаньяху в период с 2015-го по 2022-й год встречались лицом к лицу 15 раз и 49 раз говорили по телефону. Кроме того, между Россией и Израилем был создан механизм коммуникации во избежание столкновений в ходе воздушных операций в Сирии.
Консенсус сторон по Сирии можно резюмировать следующим образом: Россия взамен на свое присутствие в Сирии и усилия по защите Дамаска оставалась глуха к атакам Израиля на Иран и «Хезболлу» и лишь просила Тель-Авив предоставлять ей информацию об израильских атаках для того, чтобы они не могли навредить российским силам. Проще говоря, Россия, работая с «Хезболлой» и Ираном, представлявшими угрозу для Израиля в Сирии, выступала в качестве уравновешивающего механизма. При этом Россия как игрок, стремящийся усилить свое влияние на Ближнем Востоке, получила возможность показать, что она может занять балансирующую позицию между Ираном, «Хезболлой», Асадом и Израилем. Фактически данный консенсус сохранялся в течение длительного времени.
Украинский конфликт и 7 октября 2023 года: сбалансированное поле, несмотря на жесткие заявления
Украинский конфликт повлиял на могущество России в Сирии, но оказал ограниченное действие на российско-израильские отношения. Израиль, как и во время присоединения Крыма к России в 2014 году, не осудил Россию открыто и резко, не присоединился к антироссийским санкциям. Израиль распахнул двери для еврейской эмиграции с Украины и осуществил ограниченную передачу оружия Киеву. Более того, посылаемое оружие было тщательно отобрано и предполагало ограниченную поддержку, не позволяющую Украине противостоять России. Поддерживая союзнические отношения с США, Израиль предпочел придерживаться политики избирательного нейтралитета, как Турция, ОАЭ, Бразилия, Индия. Взамен Тель-Авив попросил Россию не предоставлять Ирану, Сирии и «Хезболле» такие вооружения, как С-400 и Су-35, которые могли бы представлять угрозу для него самого. Однако после 7 октября 2023 года этот консенсус несколько пошатнулся.
С атаками ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года и ответом Израиля на них сохранявшееся уравнение в Сирии создало некоторые последствия, напрямую влияющие на Украину. Израиль прямо атаковал Газу, Ливан, Сирию и обменялся взаимными атаками с Ираном. Россия сблизилась с Ираном в определенной мере, поскольку ей понадобились иранские беспилотники в украинском конфликте. Более того, Россия перед ответным ударом Израиля по Ирану поставила С-400 Тегерану. Наряду с этим реакция России на геноцид в секторе Газа и ее переговоры с ХАМАС в Москве вызвали негодование Израиля.
Напряженность между сторонами нашла отклик и в ООН. В то время как Россия наложила вето на предложения США, Соединенные Штаты заблокировали российские предложения голосом «против». Возросшая напряженность заставила российского представителя обвинить Израиль в резне, на что Израиль заявил: "Вы последнее
После свержения Асада Россия пытается сохранить свои базы в Сирии. Израиль же быстро начал наносить удары по Сирии и заявил о намерении удвоить присутствие на Голанах. Так что же будет дальше? Основная задача России – найти выход из украинского конфликта, который на днях дошел до убийства генерала в Москве. На данном этапе, если Россия окажет слишком сильное давление на Израиль, то Израиль может предоставить Украине более мощное оружие и системы противовоздушной обороны. С другой стороны, для Израиля – второго игрока в уравнении – также в конце концов важен баланс с Россией. Иными словами, присутствие Ирана в Сирии практически ликвидировано, но его угроза Израилю не исчезла. Наряду с этим Сирия является одним из примеров того, как быстро может происходить смена власти и стратегий. Поэтому Израиль, учитывая реалии на местах, не исключает вероятности того, что Россия в случае полной изоляции может еще теснее сблизиться с Ираном. К тому же поддержка «Хезболлы» со стороны России тоже является одним из самых нежелательных для Израиля событий. Принимая во внимание эти факторы, Тель-Авив пожелает проводить сбалансированную стратегию в отношениях с Россией и иметь на столе вариант, при котором Россия будет способствовать сдерживанию Ирана. По этим причинам интересы и стратегии двух игроков в отношении друг друга и в новых условиях будут развиваться без конфронтации, на основе сотрудничества и прямого диалога, по крайней мере, на данный момент. _________________________________ * Запрещенная в России террористическая группировка