- Помощь в целях развития подпитывала коррупцию
- Карт-бланш для джихадистов
- Под ударом России и Китая
Франции пришлось уйти из Африки, пишет Le место на континенте.
Николя Бавере (Nicolas Baverez)
Изгнание Франции с африканского континента на фоне усиления позиций России и Китая имеет далеко идущие последствия для Европы и мировой геополитики.
Президент Сенегала Бассиру Диомай Фай 28 ноября объявил о выводе из страны французского военного контингента. В тот же день, спустя считаные часы после визита министра иностранных дел Франции Жана-Ноэля Барро, власти Чада объявили о прекращении действия оборонного соглашения с Парижем. Эти решения вписываются в логику вынужденного вывода французских войск из Мали, Буркина-Фасо, а затем Нигера, сопровождавшегося бурным выяснением отношений с сахельскими хунтами.
Шквал посыпавшихся «эффектом домино» оборонных соглашений между Парижем и африканских государств представляет собой исторический переломный момент. Еще в 2017 году около десяти тысяч французских солдат все еще дислоцировались в девяти странах континента, а в пределах Сахеля в рамках операции «Бархан» был развернут контингент в 5100 человек. Семь лет спустя Франция была вынуждена оставить Сахель, а ее военное присутствие сократилось до 1500 солдат в Джибути, 600 в Кот-д'Ивуаре и 300 – в Габоне. За семь лет Эммануэль Макрон уничтожил наследие 70 лет привилегированных отношений между Францией и Африкой, ввергнув нашу страну в дипломатический и стратегический упадок.
Провал Франции можно объяснить ошибками нашей внешней политики и потерей инструментов влияния. Наша дипломатия игнорировала происходившие в Африке преобразования – будь то Интеграция в процесс глобализации, зарождение среднего класса или стремление обрести суверенитет среди молодежи континента, где средний возраст населения составляет 19 лет. Париж недооценил рост тираний XXI века: России – в том, что касается военной силы и дезинформации; Китая – в вопросах экономической мощи; Турции и стран Персидского залива – в вопросах религии. Франция допустила появление зияющего разрыва между своими дипломатическими амбициями и военным присутствием, с одной стороны, и массовым уходом бизнеса, инвестиций и экспорта, распадом языковых и культурных связей – с другой.
Помощь в целях развития подпитывала коррупцию
В Африке, как и во внутренней политике, высокомерие и легкомыслие Эммануэля Макрона привело к распаду хрупкой системы. Катастрофа была заложена еще в его речи в Уагадугу 28 ноября 2017 года, начинавшейся такими словами: «Вопреки тому, что говорят многие, я приехал сюда не для того, чтобы рассказать вам, какова африканская Политика Франции. Потому что никакой африканской политики Франции больше не существует». И действительно: Макрон методично уничтожил как политику, так и присутствие страны на континенте.