На фоне западных санкций российские компании начали заключать бартерные сделки, пишет FT. Система привлекательна тем, что в ней не бывает проблем с задержками платежей. Москва дает бизнесу понять, что надо быть предприимчивее, говорят эксперты.
Дарья Мосолова (Daria Mosolova)
Российские экспортеры начали прибегать к бартерным сделкам, пытаясь противодействовать задержкам платежей из-за западных санкций, введенных с началом российской спецоперации на Украине.
Иностранные банки начали отказываться от российских контрагентов после того, как президент США Джо Байден в декабре пригрозил вторичными санкциями кредиторам за помощь России в ее военной кампании. Данный шаг подорвал работу Москвы по продаже товаров за границу и импорт иностранных товаров, вынудив российское правительство насаждать бартерную систему для урегулирования международных платежей.
«
Ранее бартерные сделки были распространены на межправительственном уровне, но сейчас они становятся все популярнее и среди бизнеса», — заявил вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров в Москве Ирина Заседатель. «Прямые платежи в сложившейся ситуации затруднены, и бартер представляется отличной альтернативой».
Возврат к бартерной системе напоминает механизмы, к которым прибегали советские импортеры, чей доступ к долларам также был ограничен. Так, в 1980-х годах они закупали иностранные товары, оплачивая газировку Pepsi ящиками «Столичной», а однажды — даже металлоломом с военных кораблей и подводных лодок.
В прошлом месяце российский сельскохозяйственный Концерн Astarta Agrotrading заключил бартерную сделку с двумя компаниями в Пакистане по обмену нута на мандарины.
По условиям соглашения, компания, находящаяся в Саратове, отправит 15 тысяч тонн нута и десять тысяч тонн чечевицы в обмен на 15 тысяч тонн мандаринов и десять тысяч тонн картофеля. Еще один контракт предусматривает обмен 20 тысяч тонн нута стоимостью порядка 14 миллионов долларов на аналогичный груз риса.
«
Мы собираемся отправить пробные партии, чтобы, так сказать, попробовать данный механизм на вкус», — рассказал The Financial Times директор по развитию международного бизнеса Astarta Agrotrading Самвел Багдасарян. «Теоретически наши возможности гораздо шире».
В октябре таможенное управление в Екатеринбурге сообщило о подписании бартерного контракта с китайской компанией, согласившись завозить бытовую технику и строительные материалы в обмен на семена льна.
«
Бартер — одна из альтернативных форм расчетов в сегодняшних реалиях», — объяснил глава Уральского таможенного управления Алексей Фролов. Он добавил, что система привлекательна тем, что в ней не бывает проблем с задержками платежей или отказом банков переводить средства.