Борис Тихонов, обозреватель ИноСМИ
Европейские СМИ с тревогой восприняли последний доклад Международного валютного фонда, согласно которому глобальный госдолг в этом году может достичь критической отметки в 100 триллионов долларов. Руководство МВФ в свою очередь предупредило, что это представляет серьезную угрозу мировой экономике. За последние пять лет государственный долг всех стран вырос с 60% до 95% мирового ВВП, прежде всего в США (97,4% ВВП), Китае (62,1%) и Японии (254%). По подсчетам МВФ, глобальный долг вырастет в ближайшие три года еще на 20%. По мнению главы МВФ Кристалины Георгиевой, рост долговой нагрузки ведет к тому, что все более значительная доля государственных доходов будет уходить на обслуживание процентных платежей. Сочетание низкого роста ВВП и высокого долга, по ее словам, создает тяжелые проблемы для стран-должников.
Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер на страницах делового издания Manager Magazin считает, что долговая ситуация в мире вышла из-под контроля и вернуть ее в нормальное состояние будет чрезвычайно сложно. Все негативные факторы – рост долговой нагрузки, слабые темпы экономического роста и высокие банковские ставки – порождают среди инвесторов сомнения, что государства смогут обслужить свои кредитные обязательства. В свою очередь, потеря доверия со стороны инвесторов может привести к серьезным долговым кризисам. МВФ приводит мнение ведущих экспертов, которые единодушно рисуют «пугающую» картину. Среди негативных факторов – рост государственной задолженности до рекордных отметок, политическая нестабильность, которая угрожает финансовой системе, а также неспособность политического руководства проводить структурные реформы.
В последние десятилетия на Западе ставка банковского процента была сравнительно низкой, и это позволяло государствам занимать «дешевые деньги», все глубже погружаясь в долги. Все это породило атмосферу беспечности, власти привыкли тратить деньги, не считаясь с целесообразностью. Финансовый кризис 2008—2009 годов потряс финансы, но не смог отучить государства от плохой привычки залезать в долги. Среди стран-должников отличились США, Китай и Франция. Однако уже с 2022 года стало очевидно, что время дешевых кредитов прошло. Наступившая пауза в принципе давала правительствам возможность «умерить аппетит», но этого не произошло.
Начавшаяся пандемия COVID-19 привела к безрассудным тратам со стороны государств. Режим «вертолетных денег» продолжился и в дальнейшем, включая социальные расходы, меры по поддержке бизнеса и т.д. В ходе президентской кампании в США оба кандидата соревновались по части щедрых обещаний. В октябре 2022 года госдолг США превысил историческую отметку в 31 триллион долларов.
В то же самое время Китай попытался с помощью дорогостоящих конъюнктурных проектов дать импульс экономике, столкнувшейся с серьезными структурными проблемами. Не отстают от главных «должников» и такие страны, как Франция, где госдолг составил в 2023 году 110% ВВП, а также Италия (140%).
Однако теперь все в корне меняется, пишет профессор Мюллер: накопившиеся долги должны быть рефинансированы по более высоким процентам. Согласно Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в ближайшие три года страны Запада обязаны вернуть 40% набранных кредитов, чтобы получить новые займы. Как отметил известный лондонский финансист Майкл Хауэлл, мир стоит на пороге нового кризиса, а государства скоро натолкнутся на большую «долговую стену». После многих лет беспечного финансового планирования они вынуждены будут поднять Налоги и сократить расходы. Новый премьер-министр Франции Мишель Барнье уже объявил о мерах жесткой экономии, поскольку страна «находится на краю пропасти». Однако объявленных мер явно недостаточно: лишь к 2029 году Франции удастся снизить дефицит бюджета до уровня в три процента, что соответствует критериям европейского пакта стабильности.
МВФ предупреждает, что не только во Франции, но и в других странах принимаемые шаги явно недостаточны для преодоления долгового кризиса. Необходимо сбалансировать меры экономии и повышение налогов таким образом, чтобы не затормозить рост экономики. Проводить такой курс сложно с политической точки зрения, так как в эпоху низких учетных ставок общество привыкло к щедрым подачкам государства.
К упомянутым долговым проблемам в Европе добавляются негативные внешние факторы, отмечает Хенрик Мюллер. Это милитаризация экономики, связанная с украинским конфликтом, расходы на так называемый «зеленый переход», а также старение общества. МВФ предупреждает, что западные государства пока не осознали всю серьезность долговой ситуации и не проявляют достаточной политической воли, чтобы сокращать расходы. Они все еще тратят много денег на «зеленую повестку», оборону и социальную поддержку стареющего населения, что сильно повышает риски с обслуживанием долга.
Не отличается бережливостью и Китай: по информации из информированных источников, руководство КНР готовит крупнейший пакет мер по стимулированию экономики на общую сумму в 6 триллионов юаней, что соответствует 774 млрд евро. С этой целью будут выпущены долгосрочные государственные облигации, что потребует значительного повышения потолка госдолга.
Германия находится на особом положении среди западных стран. Страна, не забывшая шок гиперинфляции в период Веймарской республики, ведет себя крайне экономно, не превышая установленные бюджетные нормы ЕС. Но эта финансовая стабильность дается ей тяжелой ценой и тормозит экономический рост. Проблемы в Германии накапливались давно: еще правительство Ангелы Меркель легкомысленно направляло доходы казны (в то время очень большие) на поддержку «социальщиков» и мигрантов, вместо того чтобы инвестировать в инфраструктуру. Дороги, мосты и транспорт Германии находятся в плачевном состоянии, система образования и армия недофинансированы, констатирует профессор Мюллер. Благоприятное время для инвестиций упущено, вот уже пять лет как немецкая экономика перестала расти. Германию все чаще называют «больным человеком Европы».