Украинская организованная преступность создала огромную сеть мошеннических кол-центров для воровства средств у россиян, пишет Daily Beast. часть этих криминальных денег направляется на поддержку ВСУ, которые охотно принимают помощь от преступников.
Анна Конклинг (Anna Conkling)
Украинцы мошенническим путем лишают россиян денежных сбережений, проводя тайную операцию по краже их денег, которые затем идут напрямую на финансирование вооруженных сил Киева.
Эта операция под названием «Офис» проводится в кол-центрах по всей Украине. Сотруднику дают наушники с микрофоном, компьютерную программу и список телефонных номеров россиян. Известно, что операцию «Офис» проводят украинские организованные преступные группировки, и что это составная часть глобальной мошеннической схемы, действующей в таких странах как Индия и Филиппины, а также внутри России.
До 24 февраля 2022 года украинские участники операции применяли свои мошеннические схемы против западных стран типа США, а также против различных компаний из Евросоюза. Когда Россия начала вооруженный конфликт, мошенники все свои усилия сосредоточили на российском гражданском населении. Обман начинается с того, что жертве звонят якобы из телефонной компании и требуют оплаты услуг. А заканчивается это тем, что банковские счета жертвы опустошаются.
По данным НПО «Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности» (Global Initiative Against Transnational Crime), на территории Украины могут действовать тысячи мошеннических кол-центров, являющихся примером «патриотической преступности». С началом вооруженного конфликта на Украине такие проукраинские преступники, поддерживающие военные усилия Киева, появились в большом количестве.
Ранее издание Daily Beast сообщало, что часть так называемых «преступников-патриотов» передает тысячи долларов на нужды ВСУ. Криминалитет вносит не только денежный вклад. Он предоставляет помощь и участвует в кибервойнах, о чем сообщают эксперты по организованной преступности и члены украинского преступного мира.
Мошенничество в рамках операции «Офис» всегда начинается одинаково, объясняет 37-летний Стас, работающий в харьковском отделении этой подпольной организации. Сначала Стас звонит по телефонным номерам, которые ему дают на день. Их может быть до 200, а отвечают люди в возрасте от 20 до 50 лет. Он представляется ответившему русскому оператором компании сотовой связи, такой как «Билайн» или МТС. «Ваш номер скоро заблокируют, — говорит Стас такому россиянину. — Вам надо оплатить номер, иначе его заблокируют».
Некоторые россияне достаточно сообразительны, чтобы понять, что звонит мошенник. Поэтому они сразу отключаются. Но иногда люди попадаются на крючок. «главное — зацепить хотя бы одного человека», — объясняет Стас.
Если человек остается на линии, Стас объясняет ему, что разблокировать номер можно только одним способом — сообщить индивидуальный номер налогоплательщика. Это российский эквивалент американского номера социального страхования. «Они начинают волноваться, почему их номер блокируют. Мы начинаем вешать им на уши различные истории, чтобы человек не отключался и выдал свои персональные данные», — говорит Стас.
Получив от жертвы персональные данные, он вносит российский ИНН в закодированный чатбот в Telegram, где начинается следующий этап мошеннической схемы. Украинские хакеры закодировали данный чатбот, чтобы собирать данные о недвижимости, которой владеют россияне, о их кредитной истории и о банковских счетах. После этого участники операции «Офис» могут снять все их деньги со всех банковских счетов в России.
«
Если у жертвы хорошая кредитная история, на ее имя можно взять кредит до полутора миллиона долларов. Заявки направляются во все банки России, и у людей забирают всю собственность, вплоть до последнего клочка одежды», — рассказывает Стас.
Стас утверждает, что наибольшая украденная им сумма составляет 200 000 долларов. Эти деньги он выманил у российского юриста. С каждой успешно проведенной мошеннической операции Стас получает 15%. По его словам, на операции «Офис» он зарабатывает примерно 30 000 долларов в год. Средняя годовая зарплата на Украине в 2023 году составляла 6 060 долларов, такие данные приводит Государственная служба статистики Украины.
По оценкам Всемирного банка, в 2022 году примерно 24% украинцев жили в бедности. Операция «Офис» предлагает некоторым из них финансовую стабильность в условиях военного времени.
Стас говорит, что не испытывает угрызений совести из-за обмана россиян, называя доверчивых русских «абсолютными придурками». Когда Стаса спросили, не жалко ли ему своих жертв, он ответил: «Мне жалко наших парней. Мне жалко их, но не русских».
«
Я не испытываю никакого чувства вины. Я слышал, что люди сходят с ума, потеряв все свои деньги, имущество и дома. Но меня это не особо волнует», — добавил он.
Другие участники операции «Офис» видят в этом возможность свести концы с концами, когда заканчивается сезонная работа. Харьковчанин по имени Саша участвовал в мошеннической операции со звонками и банковскими счетами только зимой. Он сказал, что эта работа не очень ему нравится. Он считает ее скучной, и кроме того, он не очень хорошо себя чувствовал от того, что ему приходилось обманывать обычных мирных граждан.
«
Я просто подумал, что если бы на их месте оказались мои близкие родственники, это было бы неприятно, и в целом русских жалко, — сказал Саша. — Но я им не сочувствую».
И «Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности», и Саша говорят о том, что мошенническая схема с телефонными звонками нацелена на всех, включая тех россиян, которым больше 50 лет. Однако Стас утверждает, что никогда не разговаривает с пожилыми людьми. По словам Саши, за три месяца работы по мошеннической схеме «Офиса» он заработал всего 3 000 долларов, однако видел, как другие люди «гребут безумные деньги» и ездят на работу в шикарных автомобилях.
Саша утверждает, что многие участники схемы «Офис» жертвуют часть своего заработка на нужды украинской армии. Это подтвердил проверенный источник, с которым репортер Daily Beast поговорил на условии соблюдения анонимности. Когда его спросили, знают ли украинские военные об этой мошеннической схеме, источник уклонился от ответа.
Стас утверждает, что отдает ВСУ половину своего годового дохода, оставляя себе и своей семье на жизнь всего 15 000 долларов. Он заявляет, что этих денег ему достаточно, однако признает, что мог бы жить гораздо лучше, чем сейчас.
Стас из харьковского района Салтовка, который последние два с половиной года постоянно подвергается обстрелам. В первый год конфликта квартира Стаса была разрушена в результате ракетного удара, и его семья осталась без крыши над головой. Они переехали к родителям Стаса и сейчас ищут новое жилье.
деньги, полученные от «Офиса», Стас вполне мог бы потратить на хорошую квартиру в безопасном районе Харькова. Но он предпочитает отдавать часть заработка бригадам типа той, в составе которой в Донбассе воюет его брат. По словам Стаса, за время военных действий погибло более 400 его знакомых, в том числе те, с кем он в свое время занимался спортом.
«
Мне тяжело, когда я узнаю, что наши парни погибают. Я здесь вырос. Это моя страна, по крайней мере, — говорит он. — Даже если она мне ничего не дала, это моя родина. Я здесь вырос. Здесь прошла вся моя жизнь».