В Киеве изо всех сил стараются не замечать «антиукраинские заявления» словацкого премьер-министра, пишет ЄП. Дело в том, что, несмотря на резкие заявления, Фицо не блокирует экономическое сотрудничество с Незалежной и поддерживает хорошие отношения с Россией, а Украине это не нравится.
Юрий Панченко
«мир с Россией заключат Украина и Соединенные Штаты. И я боюсь, что Украина станет жертвой, такой же, какой когда-то были мы после Мюнхенского соглашения. Это то, что я думаю», — такое заявление, выступая на заседании комитета по европейским делам словацкого парламента, сделал премьер-министр этой страны Роберт Фицо.
«
Вполне вероятно, что Украина станет жертвой великих держав. Наверное, так и будет. Мне очень жаль, но пока они (большие западные страны, но прежде всего Соединенные Штаты) издеваются над Украиной, они воюют до последнего украинского солдата», — продолжил он.
На это заявление уже отреагировали многие словацкие политики и общественные деятели, которые заявили, что им стыдно за такие слова главы правительства.
Однако реакция Украины была фактически незаметна: в Киеве изо всех сил стараются не замечать антиукраинских заявлений Фицо.
Такая позиция имеет свои причины. «Пока он не начнет блокировать путь Украины в ЕС, придется терпеть такие заявления», — так в украинском правительстве неофициально объясняли особенности отношения к словам Фицо.
Действительно, если Фицо категорически выступает против принятия Украины в НАТО, то по отношению к ЕС у него противоположная позиция — он не возражает против принятия, хотя всегда уточняет, что вступление скорым не будет.
А главное, Фицо еще не блокировал ни одного решения ЕС по переговорам с Украиной о вступлении. И даже не выдвигает дополнительных условий для этих переговоров, как это делает Венгрия и, очевидно, будет делать Польша.
Более того, несмотря на такие заявления, Украина и Словакия вполне успешно поддерживают экономическое сотрудничество, в том числе в секторах военной промышленности.
Фицо, критиковавший предыдущую словацкую стал отменять многочисленные (и выгодные Словакии) оборонные контракты, финансируемые странами ЕС.
Однако и здесь Фицо не был бы самим собой, если бы не компенсировал сотрудничество с Украиной антиукраинскими заявлениями. Причем часто — фактически одновременно.
В частности, уже стало правилом, что крайне критические заявления по Украине он озвучивает накануне встреч в рамках украино-словацких межправительственных консультаций (в настоящее время прошло уже три таких встреч).
«
Фицо сам поднял тему своих заявлений, объяснив, что они направлены только на внутреннее потребление и не имеют отношения к реальным перспективам сотрудничества с Украиной», — рассказывает о первых консультациях их участник с украинской стороны.
А для другого украинского собеседника такая практика выглядит несколько шизофренически. «Невозможно привыкнуть, когда Фицо, полностью конструктивно ведущий переговоры, сразу после их завершения извращает их течение и делает явно недружественные к нам заявления», — рассказывает он о своих впечатлениях.
Другими словами, за год пребывания Роберта Фицо в должности словацкого премьера в Киеве нашли способ успешно с ним сотрудничать, отделяя политический пиар от реальных интересов. Однако последнее заявление Фицо, процитированное в начале этой статьи, несколько выходит за рамки описанной схемы.
Выступая в словацком парламенте, Роберт Фицо оправдывался за визит в Москву своего однопартийца, евродепутата Любоша Блахи.
«
Русский народ освободил нас от фашизма и принес невероятную жертву ради нас. Я очень сожалею обо всех этих воинственных, ненавистных и буквально фашистских резолюциях, которые Европарламент принимает против России. Мы — славяне, нас никто не заставит ненавидеть Россию», — заявил Блаха в Москве.
«
Мы напомним себе историческую правду: фашизм и война приходят с Запада, а свобода и мир — с Востока», — добавил он.
здесь нужно объяснить, что Блаха является одним из самых близких к Фицо политиков и у партии Smer имеет довольно специфическую функцию — он озвучивает те тезисы, которые сам Фицо не может себе позволить.
Поэтому визит евродепутата в Москву, а также многочисленные скандальные его заявления никоим образом не являются самодеятельностью.
Тем более что и сам Фицо ранее заявлял о своем желании посетить Москву в следующем году и отпраздновать там 80-летие завершения Второй мировой войны.