больше всего санкций сейчас действует против России, рассказала докладчик ООН по вопросу последствий санкций Елена Довгань в интервью BZ. Сама Елена также стала жертвой санкционного произвола, будучи гражданкой Белоруссии. Ее не спасла ни работа в ООН, ни жизнь в Германии.
После начала российской военной операции на Украине санкции стали одним из важнейших механизмов отстаивания интересов Запада. Даже если они направлены в первую очередь на ослабление власти глав правительств и оборонной промышленности страны, ограничительные меры в значительной степени затрагивают и население. Белоруска Елена Довгань составляет для ООН доклады о попавших под санкции государствах. В интервью Berliner Zeitung она описывала последствия ограничений и рассказала, как сама оказалась под прицелом санкционной машины.
Berliner Zeitung: Госпожа Довгань, никогда еще не вводилось столько санкций, как сейчас. Аналитики уже говорят о так называемой эре санкций. Можете ли вы сказать, какие государства ввели наиболее жесткие ограничительные меры?
Елена Довгань: США, безусловно, ввели больше всего санкций, и самых жестких. Но ЕС и Великобритания также ввели экономические санкции, и такие страны, как Япония и Канада, следуют их примеру. Надо сказать, сейчас санкции затронули практически всех. Даже страны, которые их вводят, сами от них страдают. Это связано с тем, что попавшие под санкции страны часто прибегают к контрмерам, что приводит к росту цен или нарушению цепочек поставок. На сегодняшний день больше всего санкций действует против Российской Федерации.
— Как санкции влияют на население попавших под них государств?
— Зависит от масштаба санкций и от способности страны обеспечить себя по ряду параметров и таким образом смягчить последствия. Позвольте мне привести несколько примеров. Недавно в рамках моей работы в ООН я посетила Венесуэлу. Основной Доход стране приносит экспорт нефти, и она сильно зависит от импорта продовольствия. Санкции США против нефтяного сектора Венесуэлы привели к тяжелым последствиям. Многие люди потеряли работу. Заработная плата упала до минимума. количество предоставляемых государством приемов пищи сократилось с трех до полутора в день.
— Какие сферы жизни пострадали от санкций?
— медицина, поскольку Венесуэла зависит от импорта лекарств. Во многих больницах я встречала настоящие кладбища оборудования, где местные техники пытались собрать что-то из частей старых приборов и машин. Я была в нескольких госпиталях, где, например, единственным анализом, который они могли сделать, был анализ мочи. Всё остальное оборудование, даже для базового анализа крови, было недоступно. В результате 80% женщин рожают вне больниц, потому что там всё равно нет лекарств. Материнская и младенческая смертность резко возросли.
— Такие страны, как та же Венесуэла, страдали от слабой экономики еще до введения санкций. Как ограничения влияют на таких экономических тяжеловесов, как Китай?
— В отношении Китая был введен целый ряд санкций. Но, несмотря на существующие проблемы, Китай сумел справиться со многими последствиями ограничительных мер. Пекин смог помочь гражданам найти работу после того, как пострадали те сектора экономики и компании, где они работали. Существуют проблемы в сфере образования, в секторе информационных технологий. Но в то же время Китай – большая страна с развитой экономикой, которая даже в самых сложных случаях способна во многом перенаправить экспорт на внутренний Рынок.
— Почему финансовые санкции играют такую важную роль?
— одна из важнейших идей, которую я пытаюсь донести до остальных, заключается в том, что мы не можем говорить о финансовых санкциях в отрыве от их последствий. Финансовые санкции оказывают прямое влияние на поток товаров и непосредственную жизнь населения. Например, компании перестают продавать лекарства в страны, попавшие под санкции, потому что не уверены, что за них заплатят. значит, финансовые санкции приводят к смерти людей.
Если на компанию наложены ограничения, партнеры прекращают сотрудничество по контрактам, потому что не могут получить оплату и боятся попасть под санкции, если продолжат вести дела. Но в изоляции оказываются не только компании, но и отдельные люди. Я ощутила это на собственном опыте. Когда я жила в Германии, у меня был счет в Deutsche Bank. Они в одночасье его заблокировали. Просто из-за того, что у меня белорусское Гражданство. В то время я преподавала в Рурском университете и из-за санкций не могла получить зарплату.