Девять месяцев секторальных санкций против России не прошли даром. Страна, получив Крым, погружается в экономический кризис неопределенной глубины. Некоторые экономисты его, правда, прогнозировали и без всякого противостояния России с Западом. Но то, что Обама и Меркель ускорили процесс деградации действующей модели управления государством и его хозяйством, не отрицает практически никто.
Американский лидер ликует, утверждая, что не Путин, а именно он, запустив сланцевую революцию, всех переиграл. Сегодня «звездно-полосатый вождь» на вороном коне! Экономика прирастает большими темпами, Европа в крепких объятиях, Китай, Индия и Ближний Восток не потеряны. Долларовая гегемония продолжается. «Региональная держава» деморализована и экономически раздавлена.
Но это сейчас. А что будет дальше? Французский аналитик Жак Сапир предсказывает скорый конец пиршества «сланцевых королей». Летом 2015 года, мол, отрасль впадет в тяжелейшую кому, банкротства компаний, занимающихся добычей методом фрекинга. Все вместе это приведет Америку к производственному и финансовому кризисам. И вот тогда углеводороды будут снова торговаться по 100 долларов. Бывший совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко считает, что низкие цены на сырье продержатся несколько месяцев, но не лет. Министр нефти Судана Заид Авад Муса дает дешевым углеводородам 2-3 года. Некоторые американские аналитики ждут понижения до 30-40 долларов за баррель в течение 3-4 лет.
Последний сценарий означает гибель режима Венесуэлы Николаса Мадуро, серьезные проблемы для Нигерии, Алжира, Анголы, Ирана, Ирака, России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении. Да и арабские шейхи не выйдут сухими из воды.
Нет никаких гарантий, что Саудовская Аравия – самое благополучное государство региона – не погрузится в пучину гражданской войны. Абсолютная власть держится на немощных и престарелых главах королевского Дома Саудитов из клана Ас-Судайри. 90-летний монарх Абдалла II накануне слег с воспалением легких в больницу. Его наследнику, принцу Салману, занимающему пост главы Минобороны, уже 79. Самому юному, принцу Ахмаду, 72. Что будет, когда вся эта троица окончит свой земной путь, страшно подумать. От демократических реформ местные правители шарахались, как черти от ладана. Механизмов передачи власти кому-то помимо правящей группировки не было, нет и, вероятно, не появится. Кроме экспорта углеводородов и исламского радикализма на территорию Кавказа, Северной Африки и соседних республик, нефтяная сверхдержава не способна ни на что. При нынешних ценах на «черное золото» монархия вынуждена сворачивать социальные программы. Хватит ли запаса прочности у арабской геронтократии против настырного Ирана, не сломавшегося под десятилетними санкциями, к которому все более уважительно относятся и в Москве, и в Вашингтоне, и в Пекине?
Мировой политический кризис провоцирует нервозность в бизнес-среде. Политика Обамы и Меркель бьет «рикошетом» по ближайшим союзникам. Страдают канадские фермеры, потерявшие крупный российский рынок. Из 64 миллионов долларов экспорта свинины и говядины осталось 7. Морепродуктов на российские прилавки поставлено на жалкие 750 тысяч долларов из 35 миллионов.
Страдают и прагматичные немецкие предприниматели. Более 40% руководителей фирм, по оценкам социально-экономических исследователей, недовольны последствиями экономической войны с Россией. 58% коммерсантов ощущают на себе вред от экономической изоляции. Более трети «гешефтмахеров» (около 2000 хозяев фирм) готовы свернуть инвестиционные программы в российский бизнес до лучших времен, которые наступят не то через 2 года, не то через 3, не то через 10 лет.
Миллиарды долларов недополучат страны Восточной Европы, вынужденные покориться более влиятельным игрокам, патронирующим их внешнюю политику. Хотя, и ближайшим российским союзникам придется несладко.
Казахстан переживает кризис, идентичный российскому. Республика Беларусь в нынешнем состоянии достигла потолка и нуждается в политических и экономических реформах. Финансовые системы Киргизии и Армении, привязанные к рублю, тоже неслабо тряхнуло. Та же участь, по прогнозам, грозит и «евразийским экономикам» в целом.
Тактический выигрыш получают Китай, Индия и Турция, которые могут выкручивать руки слабеющим российским партнерам с большим остервенением, но ни одна развивающаяся экономика, как показывает практика, не застрахована от коллапса. Даже колосс КНР, по некоторым оценкам, не выдержит длительной экономической войны с США и рухнет при резком ослаблении юаня по отношению к доллару.