Вступление Швеции в НАТО повлечет за собой множество последствий, пишет The Guardian. Для населения страны происходящее будет означать драматические перемены в национальном самосознании, а альянс теперь сможет эффективнее контролировать Балтийское море — однако Стокгольму придется в это вложиться.Миранда Брайант
Всего несколько месяцев назад казалось, что Швеции очень далеко до вступления в НАТО. Она подала заявку на вступление в мае 2022 года, когда Россия начала свою военную операцию на Украине. Тогда казалось, что Стокгольм будет бесконечно долго находиться в состоянии неопределенности. Финляндия, подавшая заявку на вступление одновременно со своей соседкой, стала членом НАТО в рекордно короткие сроки — уже к апрелю прошлого года, а вот Швеция увязла в дипломатической трясине.
Прошлым летом в Швеции несколько раз открыто сжигали Коран, и это испортило ее отношения с Турцией. Иногда казалось невообразимым, что Анкара скажет «да» заявке Стокгольма. А правительство Виктора Орбана еще в сентябре вело со Швецией публичную словесную перепалку, потому что последняя критиковала венгерскую демократию. В конце прошлого месяца, когда турецкий парламент уже дал Швеции зеленый свет, венгерский премьер-министр все еще настаивал на дополнительных консультациях и направил открытое письмо по этому вопросу своему коллеге Ульфу Кристерссону.
Но сегодня все это уже история. Почти двухлетнее ожидание закончилось на прошлой неделе, когда венгерская правящая партия ФИДЕС объявила, что данный вопрос будет рассмотрен в парламенте. В пятницу Кристерссон и Орбан уже стояли и объявляли о заключении военного контракта на покупку Будапештом четырех шведских самолетов «Грипен». Они заявили, что «согласны не во всем», но «готовы умереть друг за друга». В понедельник венгерский парламент проголосовал, наконец, за принятие этой скандинавской страны в Североатлантический альянс.
Если все договоренности между Венгрией и Вашингтоном будут реализовываться по плану, уже через несколько дней шведский флаг будет вывешен у штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. Но что все это означает для Швеции и для остального мира?
НАТО получит доступ к шведской территории и превратит Балтийское море в «натовское море», находящееся в окружении его стран-членов.
Научный сотрудник Шведского института международных отношений Эмма Розенгрен (Emma Rosengren) сказала, что Швеция может стать логистическим хабом в вопросах оборонного планирования, «включая переброску личного состава и боевой техники на воображаемый фронт будущей войны».
А что станет со Швецией? Страна долгие месяцы готовилась к этому моменту, действуя так, будто она уже полноправный член НАТО. Она подписала соглашение с США, которые получили полный доступ к 17 шведским военным базам, начала интеграцию в НАТО и даже объявила о своих планах по отправке войск в Латвию.