- Рассекречены записки Лейка, Тэлботта, Кристофера
- Документы о Ельцине рассекречены благодаря судебному иску
- вопрос о ядерном оружии на Украине: как он стоял в 1994-м
- Прилагаем текст рассекреченных документов
Мечты Зеленского о «возврате» Украине ядерного оружия, ставшие одной из причин СВО, опровергаются архивами 1990-х. National Security Archive США публикует записки саммита Клинтона и Ельцина, из которых видно: в 1994 Киев сам просил забрать боеголовки. У него не было денег на их безопасность.
Рассекреченные стенограммы саммита России и США 1994 года демонстрируют тесное сотрудничество в решении вопросов ядерной и региональной безопасности. Но вместе с тем они же фиксируют растущее беспокойство по поводу пробуксовки экономических реформ в России. Главный советник тогдашнего президента США Клинтона назвал тогда Ельцина, «вероятно, вашим самым важным зарубежным коллегой».
Рассекреченные архивные документы, касающиеся московского саммита 30-летней давности, свидетельствуют о том, что президент США Билл Клинтон демонстрировал активную личную поддержку президенту России Борису Ельцину, что они тесно сотрудничали в вопросах безопасности и что американская сторона была глубоко обеспокоена откатом экономических реформ в России, которые, по мнению команды Клинтона, оказались слишком «жесткими» по отношению к российскому народу.
Рассекречены записки Лейка, Тэлботта, Кристофера
Рассекреченные документы включают стенограммы двух разговоров Клинтона и Ельцина «один на один», их трехсторонней беседы с украинским президентом Леонидом Кравчуком о вывозе ядерного оружия с Украины. Рассекречен также подробный отчет посольства США в Москве об ужине, который Ельцин устроил для Клинтона на своей даче в Ново-Огареве, а также стенограмму расширенной двусторонней дискуссии Клинтона и Ельцина по вопросам безопасности.
Среди документов также есть обзорная служебная записка для президента, составленная советником по вопросам национальной безопасности Энтони Лейком (Anthony Lake), в которой он назвал Ельцина, «вероятно, вашим самым важным зарубежным коллегой». Оказалась там и служебная записка экономической тематики, тоже адресованная Клинтону, где говорится, что рыночные реформы, на которых настояли Соединенные Штаты и которые реализовала администрация Ельцина, и не помогли обеспечить социальную защиту россиянам. И россияне, пишет Лейк, бурно отреагировали на это, проголосовав против реформаторов на парламентских выборах в декабре 1993 года.
Ельцин и Клинтон открывают выставку
Одним из наиболее примечательных документов в подборке стала служебная записка на 12 страницах с пометкой «сугубо лично», написанная помощником Клинтона по постсоветскому пространству Строубом Тэлботтом (Strobe Talbott). Эта записка адресована госсекретарю Уоррену Кристоферу (Warren Christopher), — с подробными рукописными комментариями Кристофера на полях, включая признание, что «заранее подготовленные речи» всегда были «слабым местом» Тэлботта. Спустя всего несколько дней после назначения Тэлботта заместителем Кристофера — весьма существенное повышение с учетом того, что на предыдущем посту «специального посланника президента во всех бывших советских республиках» он провел менее года, — Тэлботт предоставил своему начальнику подробнейший (буквально антропологический) отчет о сфере своей ответственности. отчет включал откровенные комментарии о политике США в отношении России и в отношении НАТО, назывались и описывались критики политики Клинтона по этим вопросам. Писал Тэлботт в отчете и о кадровых проблемах в Госдепартаменте, а также о внутренних трениях в команде Клинтона. Среди них он называет попытки Энтони Лейка «отстранить меня от действий президента в отношении России», например, от подготовки предстоящих саммитов (встреч на высшем уровне) в Москве.
Документы о Ельцине рассекречены благодаря судебному иску
Эти документы удалось рассекретить благодаря, во-первых, успешному иску организации National Security Archive против Госдепартамента, в основу которого лег закон
Рассекреченные документы показывают, что американская команда усердно работала над тем, чтобы включить в программу саммита ряд мероприятий, не имеющих отношения к фигуре Ельцина. Посол США Томас Пикеринг (Thomas Pickering) устроил в Спасо-Хаусе (резиденции посла США в Москве) прием, на котором Клинтон встретился с ведущими российскими оппозиционерами. правда, было сделано исключение для Владимира Жириновского — лидера Либерально-Демократической партии России, набравшей наибольшее число голосов на декабрьских выборах в парламент. Жириновского на встречу не пригласили. Зато Клинтон обратился с речью к российской молодежи в телецентре «Останкино», а также встретился с Патриархом Алексием – предстоятелем Русской Православной церкви. Патриарх Алексий тогда пользовался репутацией миротворца: во время конституционного кризиса 1993 года в России Патриарх попытался выступить посредником между Ельциным и Верховным Советом.
вопрос о ядерном оружии на Украине: как он стоял в 1994-м
Ключевой момент с сюжетом о ядерном оружии на Украине нашел отражение в двух документах — в памятной записке для переговоров Клинтона и Кравчука в киевском аэропорту «Борисполь» и в памятной записке для трехсторонних переговоров Клинтона, Ельцина и Кравчука в Москве. Пережив тяжелую травму в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 году, украинское движение за независимость настаивало на удалении ядерного оружия с территории Украины. В итоге в мае 1992 года недавно получившее независимость протокол, став неядерным участником Договора о нераспространении ядерного оружия (вместе с Белоруссией и Казахстаном, которые тоже унаследовали свою долю советских ядерных боеголовок, а в середине 1990-х вернули их в Россию). У Украины не было возможности обслуживать и поддерживать ядерное оружие, срок службы которого уже подходил к концу и которое в связи с этим обстоятельством превращалось в потенциальные «мини-Чернобыли», ждущие своего часа. Кроме того, Украина не могла позволить себе строительство установок для переработки ядерного топлива (Украинская академия наук оценила стоимость такого проекта в 3 миллиарда долларов), особенно с учетом международных санкций, которые могли бы последовать, если бы Украина предпочла остаться «ядерной державой».
Чтобы избавиться от ядерного оружия, Украина нуждалась в компенсациях связанных с этим избавлением потерь. Нуждалась она и в гарантиях безопасности. Между тем некоторые депутаты Верховной Рады выступали за сохранение ядерного оружия в стране. Документы московского саммита, включая подписанное лидерами трехстороннее заявление, демонстрируют первые шаги в сторону окончательного соглашения. Соединенные Штаты выделили 60 миллионов, чтобы запустить процесс, русские предоставили украинским атомным станциям тепловыделяющие сборки, произведенные из расщепляющихся материалов боеголовок, а украинцы начали отправлять боеголовки в Россию на переработку. Украине также простили долги за поставки российских нефти и газа на сотни миллионов долларов, и она получила гарантии безопасности, которые действовали до кризисного 2014 года, с его «сменой режима» через Майдан и возвращением России Крыма. Российская СВО, начавшаяся в феврале 2022 года, популяризовала идею о том, что Украине следовало сохранить свое ядерное оружие, однако документы однозначно свидетельствуют о том, что в 1994 году такого варианта у Украины просто не было. Страна попросту не могла позволить себе поддерживать ядерный арсенал.