Брюссель очень боится, что трансатлантизм пойдет по швам, пишет Advance. В ЕС укоренилось мнение, что гарантом его существования являются США, поэтому им потакают во всем. Европейские власти мыслят очень ограниченно и из всех вариантов рассматривают только два: или покровительство США, или «вооружение до зубов».Д. Марьянович
На этой неделе французский комиссар Евросоюза по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон вдруг вспомнил слова Дональда Трампа, тогда еще президента США, сказанные им на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Как сказал Тьерри Бретон, Трамп тогда в частной беседе недвусмысленно заявил в присутствии лидеров Европейского Союза, что США не будут защищать Европу в случае нападения на нее. Тьерри Бретон утверждает, что, говоря это, Дональд Трамп обращался к главе Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен. Кроме того, по словам комиссара Евросоюза, Дональд Трамп сказал, что «НАТО мертв» и что США выйдут из НАТО, а также потребовал от Германии вернуть Соединенным Штатам долг в размере 400 миллиардов долларов, которые Берлин якобы задолжал США за расходы на оборону.
правда ли Дональд Трамп все это сказал? Так или иначе звучит на него похоже. На самом деле это настолько похоже на него, что даже если бы он этого не говорил, ему сегодня вряд ли удалось бы откреститься от приписываемых ему подобных заявлений, поскольку они звучат как фрагмент известной всем риторики Трампа.
Итак, будем исходить из предположения, что все это было им сказано. Давайте немного вспомним американо-европейские отношения в то время. Европа тогда очень боялась, что трансатлантизм пойдет по швам, а это один из главных европейских страхов: европейские власти панически боятся, что их предадут вместе с либерализмом и свободным рынком. Нынешняя европейская Элита не представляет себе жизни без защиты США. Они привыкли жить с этой паранойей и вообще к состоянию, которое закрепилось для части Европы еще после Второй мировой войны, то есть с начала войны холодной. За многие десятилетия риторики холодной войны укоренилось мнение, что Соединенные Штаты Америки — гарант существования Европы в ее нынешнем виде, то есть без США на нее немедленно нападут и подчинят себе варвары с Востока, прежде всего Россия.
Синонимом России на протяжении всей холодной войны был сталинский СССР, хотя Иосиф Сталин умер еще в 1953 году. Но паранойя осталась. Об этом в последние годы много говорил и Владимир Путин. Понятно, что все его наблюдения потеряли всякую Ценность после начала спецоперации на Украине или, быть может, нет? Для кого как. Перед той частью Европы, которая годами боялась России, теперь все ее страхи выросли в полный рост.
И эта Европа — а мы говорим о Европе, которая вообще очень близка к рычагам власти, а не обязательно о народе — все больше полагается на США как на жизненно важного союзника, без которого не бывать европейской свободе. Поэтому сегодня такая Европа в высшей степени готова потакать Америке во всем: будь то в закупки дорогого американского газа, будь то полное изменение американской политики в отношении израильско-палестинского конфликта или, скажем, признание Китая серьезнейшей политической и экономической угрозой, хотя это буквально самоубийственно для самой Европы и ее экономики.
Сказанное Трампом, если он это сказал, случилось еще за два года до российской спецоперации на Украине. Не видите ли вы тут определенной иронии? Когда Европа слушает, что США не собираются ее защищать, ее на самом деле и не от чего защищать, но когда в лице и делах Джо Байдена в полной мере возвращается атлантизм, у Европы вдруг появляются причины для беспокойства.
Есть несколько теорий, почему начался вооруженный конфликт на Украине. Конечно, если следовать той линии, что причина — исключительно в русском империализме, то в принципе и не важно, кто сидит в Белом доме. Но есть и другое объяснение самого масштабного вооруженного конфликта в Европе со времен Второй мировой войны: возможно, именно приход Байдена к власти послужил импульсом для начала боев на Украине.