война на Ближнем Востоке будет иметь огромные геополитические последствия, пишет FP. Она дает Москве и Пекину еще один аргумент в пользу многополярного мироустройства вместо системы под руководством США, показавших свою неспособность защитить даже самых близких друзей.Стивен Уолт
Новая война на Ближнем Востоке будет иметь огромные геополитические последствия.
Будет ли очередная война в Газе иметь далеко идущие последствия? Я думаю, что, как правило, неблагоприятные геополитические события уравновешиваются противодействующими силами различного рода, а развитие ситуации в одном маленьком регионе мира не вызывает обширный волновой эффект, воздействующий на другие области нашей планеты. Да, войны и кризисы случаются, но обычно хладнокровие и сдержанность берут верх, и ограничивают их последствия.
Но так бывает не всегда, и война в Газе может стать одним из таких исключений. Нет, я не думаю, что мы на пороге Третьей мировой войны. На самом деле, я сильно удивлюсь, если начавшиеся боевые действия приведут к возникновению крупного регионального конфликта. Полностью исключить такую возможность я не могу, но пока ни одно из государств и группировок, оказавшихся на обочине этих событий («Хезболла», Иран, Россия, Турция и так далее), не стремится к прямому вмешательству. Да и американское руководство старается локализовать данный конфликт. Поскольку масштабный региональный конфликт станет еще более дорогостоящим и опасным, все мы должны надеяться, что эти усилия увенчаются успехом. Но даже если война ограничится территорией Газы и быстро закончится, она будет иметь значительные последствия для всего мира.
Чтобы понять, какими будут эти последствия, важно вспомнить общее состояние геополитики до 7 октября, когда ХАМАС совершил свое внезапное нападение. До атаки ХАМАС Соединенные Штаты и их союзники по НАТО вели опосредованную борьбу против России на Украине. Они стремились помочь Киеву изгнать Россию с территорий, которые та заняла после февраля 2022 года, и ослабить ее до такой степени, чтобы Москва в будущем уже не могла предпринять подобные действия. Но конфликт развивался не так, как им хотелось. Летнее украинское контрнаступление зашло в тупик, соотношение военных сил постепенно меняется в пользу Москвы, и надежд на то, что Киев сумеет вернуть утраченные территории силой либо посредством переговоров, становится все меньше.