События на Ближнем Востоке не пощадили ЕС, заявил «Вечерње новости» политолог Хайнц Гертнер. Европейцы поняли, что пора действовать, иначе за эту войну они заплатят приемом новых беженцев. Но предложить какое-то иное решение, кроме увеличения оборонных расходов, они не смогли.Наташа Йованович
Наступление Тель-Авива на сектор Газа моментально раскололо мир на тех, кто поддерживает Израиль, и тех, кто против, то есть поддерживает Палестину. Встал вопрос, способен ли ближневосточный конфликт мобилизовать весь исламский мир против Запада?
Этот вооруженный конфликт не пощадил и Европу, где на бурных протестах звучат призывы к исламскому миру солидаризироваться с бедными жителями Газы.
Университетский профессор Хайнц Гертнер, преподаватель на кафедре политологии Венского и Подунавского университетов, а также председатель Консультативного комитета по стратегии и безопасности австрийского Бундесвера и Консультативного комитета Международного института мира в Вене, дал интервью изданию «Вечерне новости». Хайнц Гертнер заявил в нем, что протесты мусульман отрезвили европейцев, которые поняли, что необходимо действовать.
«
Соглашения Авраама, подписанные между арабскими странами и Израилем, работали хорошо, но в них не учитывалась проблема палестинцев, как будто их нет. Нынешний конфликт вернул палестинский вопрос в повестку. Европейцы понимают, что нужно каким-то образом пойти навстречу и палестинцам, чтобы предотвратить демонстрации и возможные террористические акты», — говорит Хайнц Гертнер, который прибыл в Белград, чтобы выступить с лекцией в Института европейских исследований.
Вечерње новости: Есть ли опасность, что вооруженный конфликт в секторе Газа, который настроил страны друг против друга, выльется за пределы региона?
Хайнц Гертнер: война может выйти из-под контроля. Иран на словах поддерживает ХАМАС, но это не означает, что Тегеран участвует в конфликте. Но если в полной мере в него включится «Хезболла», то я и мысли не допускаю, чтобы Иран остался в стороне. Поэтому если Иран вступит в конфликт, велика опасность, что ситуация выйдет из-под контроля. Не то чтобы Иран хотел войны, но его могут в нее вовлечь. Если Израиль атакует ядерные объекты на территории Ирана, тот может ответить, ударив по американским базам в Сирии и Ираке. Если среди американцев будут жертвы, США не смолчат, и тогда может начаться большая война.
— По-вашему, палестинский бунт способен объединить исламские государства, а Храмовую гору превратит в место великого боя мусульманского мира и Соединенных Штатов Америки?
— Арабский мир не един, и я не думаю, что существует единый арабский фронт. В каком-то смысле нападение ХАМАС седьмого октября на Израиль можно рассматривать и как нападение на Саудовскую Аравию, ведь всего неделей ранее состоялась встреча на высоком уровне между американцами и саудовцами. На встрече до мелочей обсуждался договор, по которому Саудовская Аравия присоединилась бы к соглашениям Авраама и встала бы в один ряд с такими государствами, как Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Марокко, уже нормализовавшими свои отношения с Израилем. О палестинцах в этих соглашениях и речи не шло. Удар ХАМАС застал врасплох всех, но мы не можем говорить о фронте, так как некоторые арабские государства продолжают поддерживать хорошие отношения с США.
— Можно ли объяснить нежелание некоторых государств ЕС всецело поддержать Израиль гуманитарными причинами, или они просто боятся, что новая волна беженцев накроет Европу?
— Мы уже видим, насколько по-разному государства Евросоюза смотрят на израильскую операцию в Газе. Одни считают, что нужен гуманитарный перерыв, чтобы помочь мирным людям в Газе, а другие оспаривают эту идею. Внутри Европейского Союза есть два подхода к действиям Израиля, что отражает и Резолюция ООН. Чем более активно Израиль будет уничтожать Газу, тем данный раскол будет глубже. Что касается беженцев, то с самого начала ЕС хотел, чтобы граница между Египтом и Газой была закрыта, поскольку в противном случае беженцы не остались бы на Синае, а отправились бы в Европу. Может, кто-то более рациональный сказал бы: откройте границу, и пусть люди получат воду, пищу. Это позволило бы ослабить поток беженцев в Египет и далее в Европейский Союз. Но поскольку Израиль считает, что жителей Газы нужно выдавливать на юг, давление на границу с Египтом только усиливается.