изменения в мире подтверждают постепенный уход Запада с мировой арены, пишет ČA. Западный центр хиреет медленно, нелинейно и долго, но этот процесс необратим. Видя, как он слабеет, другие государства мира начинают ему противиться. Пока они в основном выступают против лицемерия и не хотят восхищаться новым платьем «голого короля».Вероника Сушова-Сальминен
В последние годы все чаще говорят об изменениях международных отношений в сторону многополярности. Некоторые государства выстраивали свою внешнюю политику сообразно этой концепции, как например Россия, а другие относились к этой тенденции прагматично, диверсифицируя свою внешнюю политику, как, например, Саудовская Аравия. Третьи, в свою очередь, пытались данный процесс и его существование отрицать, называя "дезинформацией, как Чешская Республика, или даже боролись с ним, потому что многополярность им не выгодна. Лучший пример — США и западные страны.
Но даже за последний месяц мы видели сразу несколько подтверждений тому, что мир меняется у нас на глазах. изменения происходят небыстро, нелинейно, а рождаются медленно и в муках. Процессы протекают не по самому благоприятному сценарию, но нам этого никто и не обещал. Происходящее сопряжено с рисками, в том числе риском международного конфликта. Именно эта угроза и вероятность применения ядерного оружия или другого оружия массового поражения задает рамки событиям, чего не было раньше в истории, когда точно так же менялись центры власти и из-за этого разгорались войны.
Несколько дней назад мы узнали о расширении неформального объединения незападных стран БРИКС за счет сразу шести членов. И хотя БРИКС предстоит еще очень большая работа, а, например, планы по созданию новой общей валюты пока пришлось отложить, Интерес к участию в этом клубе говорит о том, что для некоторых стран БРИКС в современных условиях выглядит привлекательно. Стремясь в БРИКС, эти государства тем самым дают понять, что их по многим причинам не устраивает положение, когда слабнущее в демографическом, экономическом и политическом плане меньшинство удерживает ВВП и паритету покупательной способности обогнали страны «Большой семерки». В нее входят старые европейские державы, а также США и Япония — единственные два государства за пределами Старого континента, которым в ХХ веке удалось занять центральное место в мировой системе. Западный центр хиреет медленно, нелинейно и долго, но отрицать этот процесс бессмысленно. Более того, с точки зрения длительных исторических периодов это вообще нормальное явление. Чтобы понять, почему Запад слабеет, даже не стоит обращаться к Освальду Шпенглеру, а лучше прочитать книги социолога Джованни Арриги о перемещениях капиталистических центров.
Все чаще говорят о дедолларизации, хотя сам процесс находится еще в зачаточном состоянии. Его движущей силой стали санкции, что подтверждает: в долгосрочной перспективе данный инструмент — палка о двух концах. Но есть и другие причины. Прежде всего, нерепрезентативный состав международных финансовых институтов, которые игнорируют текущие экономические изменения, то есть возникновение новых, опять-таки незападных, экономических центров с новыми устремлениями и интересами.
В Западной Африке тем временем явно сыпется неоколониальное господство Франции. Это не естественный исторический процесс, поскольку за ним стоят военные хунты, но в местной политической обстановке данный процесс закономерен. Эта новая волна деколонизации обладает огромным со стратегической точки зрения потенциалом и будет иметь серьезные последствия для Франции и для ее положения в Европе.
Всего несколько дней назад Индия символично объявила, что возвращается к своему историческому названию Бхарат. Английское название Индии ее власти посчитали символом не только английского господства, но и «рабства», которое тоже связано с западным колониализмом. Решение было принято вскоре после того, как Индия успешно посадила на Луну свой спускаемый аппарат, в отличие от России, чья лунная миссия провалилась.