На встречу с президентом Владимиром Путиным в России северокорейский лидер Ким Чен Ын отправился по железной дороге на весьма необычном поезде, пишет NYT. Многое о его последнем путешествии покрыто тайной, отмечают журналисты газеты, но тем не менее им удалось узнать некоторые детали.
Чхве Сан Хон (Choe Sang-Hun), Рассел Голдман (Russell Goldman)
Когда разведчики ищут улики, что северокорейский лидер Ким Чен Ын отправился в зарубежную поездку (например, на этой неделе в Россию на встречу с президентом Владимиром Путиным), они всегда первым делом отслеживают местонахождение его поезда, чей состав выкрашен в тускло-зеленый цвет.
В понедельник он был замечен близ точки, где сходятся границы Северной Кореи, России и Китая. Состав шел на север на Владивосток, где состоится экономический форум с участием Путина. Во вторник государственные СМИ Северной Кореи подтвердили, что Ким действительно выехал из Пхеньяна в Россию на своем поезде. Вскоре после этого южнокорейские чиновники заявили, что он пересек границу.
Зеленый поезд, который не дает покоя чиновникам, — специальный бронированный состав, на котором Ким путешествует в Китай и Россию, а правившие Северной Кореей до него отец и дед ездили в тогдашний Советский Союз. Говорили, что члены этой семьи не были уверены в безопасности дальних путешествий на захудалых пассажирских самолетах советской эпохи.
Многое о последнем путешествии Кима покрыто тайной, но вот что мы знаем о его поезде:
Мощнее летящей пули, но гораздо медленнее
Большая часть того, что известно о поезде, получено из донесений разведки, воспоминаний чиновников, которым довелось им поездить, и редких кадров государственных новостных агентств.
По данным основанного на секретной информации южнокорейского репортажа за 2009 год, в распоряжении вождя имеется минимум 90 вагонов повышенной безопасности. Согласно этому сообщению, вышедшему еще во времена его отца Ким Чен Ира, в поездку с участием вождя всякий раз отправляется три состава: один с охраной, второй с самим лидером и третий с дополнительными телохранителями и припасами.
Все вагоны бронированные, а значит, тяжелее обычных на много тонн. Дополнительный вес сильно замедляет движение: по разным оценкам, его максимальная скорость не превышает 60 километров в час.
Согласно все тому же репортажу от 2009 года, во времена Ким Чен Ира в передовом составе едет сотня сотрудников службы безопасности, обыскивая станции на предмет бомб и других угроз и проверяя надежность путей. Кроме того, ради абсолютной безопасности эшелон сопровождают военные вертолеты и самолеты.
Утверждается, что по всей Северной Корее построено двадцать железнодорожных станций сугубо для личных нужд вождя.
Уютно как дома
Северокорейские средства массовой информации время от времени освещают жизнь лидеров на борту поезда — и это редчайшая возможность взглянуть на спецвагоны изнутри.
В ходе своего первого государственного визита в Китай в 2018 году Ким Чен Ын встречал высокопоставленного китайского чиновника в вагоне для аудиенций, обставленном розовыми диванами.
В 2015 году Ким Чен Ын запечатлен за длинным белым столом в конференц-зале на колесах. В ролике от 2011 года в том же купе принимал гостей его отец Ким Чен Ир. В старом видео отчетливо виден телевизор с плоским экраном, а на более свежем — портативный компьютер.
На кадрах поездок Кима-старшего вождь восседает на плюшевых сидениях, проводит встречи в вагоне-ресторане и устраивает банкеты в вагоне, обшитом панелями из темного дерева. На одной из фотографий Ким сидит за столом, уставленном яствами, а вокруг выступают артисты в смокингах и вечерних платьях.
Вагон-кабинет бывшего вождя с письменным столом и компьютером хранится в качестве музейного экспоната в Кымсусанском дворце Солнца, усыпальнице Ким Чен Ира в Пхеньяне.
Омары, вино и «проводницы»
Ходили слухи, что Ким Чен Ир боялся летать и предпочитал ездить поездом. Он был оснащен коммуникационными технологиями по последнему слову техники и укомплектован большим штатом, удовлетворявшим все прихоти вождя.
“Можно было заказать любое блюдо русской, китайской, корейской, японской или французской кухни”, — написал российский чиновник Константин Пуликовский, сопровождавший вождя в его поездке по России в 2011 году.
Ким потребовал, чтобы в ходе поездки по Сибири ему подавали живых омаров и другие деликатесы. Ящики с бордоскими и бургундскими винами доставлялись самолетом прямо из Парижа, вспоминает Пуликовский в своих мемуарах под названием “Восточный экспресс”.
А когда Киму становилось скучно, он звал труппу артисток, одетых проводницами, и они пели ему серенады на корейском и русском.
Как трапезничает и как развлекается на борту поезда его сын Ким Чен Ын, остается лишь догадываться, но известно, что по своим аппетитам Ким-младший вполне может посоперничать с отцом. Утверждается, что он предпочитает швейцарский сыр, шампанское Cristal и коньяк Hennessy.
Трагедии на рельсах
Уже в современной истории поезд вождя несколько раз оказывался в центре драматических событий.
В апреле 2004 года более 160 человек погибли в Рёнчхоне близ китайской границы, когда поезда с горючими материалами взорвались после столкновения или из-за неисправности электрооборудования.
Поначалу ходили слухи, что это было покушение на Ким Чен Ира, поскольку поезд вождя проехал через город несколькими часами ранее.
Однако, по данным государственных СМИ, он скончался значительно позже, в декабре 2011 года, у себя в вагоне от сердечного приступа.
Возглавив страну, Ким Чен Ын четырежды посетил Китай и один раз Вьетнам — и всё на поезде. А в 2019 он ездил в Россию и встречался с Путиным.