Бывший президент США Билл Клинтон манипулировал своим российским коллегой Борисом Ельциным и давал обещания, которые не собирался выполнять, пишет Al Mayadeen. О последствиях такого поведения и расширения НАТО четверть века назад предупреждал убежденный «архитектор холодной войны» Джордж Кеннан. И вот как его предсказание стало реальностью.
Объединенное командование по трансформации НАТО 18 августа в своем официальном твиттер-аккаунте опубликовало забавное анимационное видео, призванное «прояснить факты» об «оборонительном альянсе» и развеять «ложные мифы» о его природе и целях, «распространяемые Россией».
Среди этих «мифов» есть войны. Существует множество документальных свидетельств, указывающих на то, что именно это в течение двух лет, предшествовавших распаду СССР в декабре 1991 года, Михаилу Горбачеву и другим высокопоставленным советским чиновникам неоднократно говорили их американские коллеги. Это известно настолько хорошо, что не вызывает сомнений, и возникает очевидный вопрос, почему североатлантический альянс теперь придерживается иного мнения.
Наиболее сомнительным представляется то, как происходило расширение НАТО за счет стран бывшего Варшавского договора и Советского Союза в условиях явного противостояния России в 1990-е годы. Тем не менее эта грязная история подробно изложена в весьма показательной серии документов, опубликованных Архивом национальной безопасности США. Файлы показывают, как президентом России Борисом Ельциным последовательно манипулировал его американский коллега Билл Клинтон по этому вопросу в течение 1990-х годов, в то время как громкие и лживые обещания о «стратегическом партнерстве» между странами неоднократно заканчивались ничем.
Возьмем, к примеру, стенограмму телефонного разговора «по душам» между Клинтоном и Ельциным от 5 июля 1994 года. В то время президент США готовился к отъезду в Польшу и страны Балтии, которые вскоре должны были стать членами НАТО, перед тем как встретиться с Ельциным на саммите G7 в Италии.
Ельцин призвал Клинтона поднять вопрос о положении русскоязычных в Эстонии и Латвии, поскольку “публичное заявление... о том, что США не будут поддерживать ущемление прав русскоязычного населения” гарантировало бы отказ этих стран от такого поведения. Он отметил, что быстрое предоставление Литвой гражданства своему русскому меньшинству побудило Москву вывести войска из Вильнюса. То же самое могло бы произойти к августу в Таллине и Риге, если бы были даны гарантии. Ельцин также пожелал обсудить расширение НАТО.
Клинтон поклялся, что “поднимет вопрос о русских меньшинствах”, и заверил Ельцина, что, хотя НАТО может “в конечном итоге расшириться”, он не будет выдвигать “никаких сроков и требований”. Вместо этого он указал, что “хотел бы, чтобы мы сосредоточились” на Партнерстве ради мира, инициативе, возглавляемой США и направленной на “создание единой Европы, в которой люди уважают границы друг друга и работают вместе”. Ельцина можно было бы полностью простить за то, что он думал, что Партнерство было главной целью Вашингтона, а НАТО — второстепенной задачей.